Как устроено регулирование жилищной сферы?
Жилищный кодекс существовал у нас в стране и в советское время. Он описывал всю систему взаимоотношений, которая соответствовала советской системе. Весь жилищный фонд находился в государственной собственности, он строился за счет государственных денег и распределялся по определенным принципам. То есть если у вас было меньше квадратных метров, чем это установлено (например, в Москве было 5 кв. м на человека), то вас ставили в очередь на улучшение жилищных условий. И в соответствии с этой очередью вам предоставляли квартиру. И когда в 1991 году произошли существенные изменения, в том числе и в жилищной сфере, то этот кодекс перестал отвечать новым реалиям.
Во-первых, началась бесплатная приватизация жилья. Это было самое главное. То есть ту квартиру, которую вам предоставило государство в советское время бесплатно для проживания, вы теперь имели право оформить в собственность. Этот принцип работает до сих пор. Уже было много законодательных инициатив по поводу завершения бесплатной приватизации жилья, но этот срок все время продлевают, и на сегодняшний день те 15–20% социальных нанимателей, которые еще не приватизировали свои квартиры, продолжают иметь право это сделать.
Поскольку люди стали собственниками своих квартир, надо было как-то управлять этими многоквартирными домами. Было понятно, что собственниками стали люди, которые не в состоянии полностью оплачивать содержание жилья. Поэтому началась постепенная реформа оплаты жилья и коммунальных услуг, стали вводиться программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В 1990-е годы была еще масса других изменений на рынке жилья, надо было хоть где-то зафиксировать вот эти изменения, и был принят закон «Об основах федеральной жилищной политики».
Эти точечные новации в конце концов надо было отразить в основном законодательном жилищном документе — Жилищном кодексе Российской Федерации. И поэтому в 2003–2004 году началась очень большая работа по подготовке целого пакета законодательных изменений, которые были направлены, с одной стороны, на упорядочивание того, что уже существовало, а, с другой стороны, на создание условий для дальнейшего развития и жилищных отношений, и жилищного строительства, и ипотечного кредитования, и так далее.
В конце 2004 года был принят исторический пакет законов в составе 26 штук, который включал, во-первых, два кодекса: Жилищный и Градостроительный, во-вторых, закон «Об ипотечных ценных бумагах», поправки в закон «Об ипотеке», поправки в Налоговый кодекс, закон о регулировании деятельности и организации коммунального комплекса и масса других законодательных актов. Они все были объединены одной идеей: мы уже 13–14 лет жили в рыночной экономике, но мы не использовали преимущества рыночной экономики для того, чтобы обеспечить людей жильем. И вот эта простая мысль была положена в основу этих законодательных инициатив. Надо сказать, что это сыграло свою историческую роль. Сегодня можно сколько угодно критиковать состояние нашего рынка жилья, но если сравнить ситуацию в 2003 году и сегодня, то мы увидим, что у нас произошли очень существенные изменения.
Буквально три цифры. В 2004 году объем ипотечного кредитования измерялся просто миллионами рублей. Сегодня он измеряется триллионами рублей. Второе. Объемы жилищного строительства составляли не более 50 млн кв. м в год. Сегодня у нас ввод жилья составляет порядка 85 млн кв. м в год. Доля населения, которое могло позволить себе ипотеку, в 2004 году было 9%, сегодня — 30%. 30% — это мало, но это в три раза больше, чем в 2004 году.
Каковы итоги постсоветской приватизации жилья?