Курс «Возвращение государства». Лекция 14. Екатерина Шульман. «Приручение СМИ. От плюрализма к пропаганде»

27 августа, 16:43
557

Политическая история России (2000-2012) в авторском курсе политолога Екатерины Шульман «Возвращение государства».

Согласно популярной фразе неизвестного автора, но, кажется, восходящей к одному из тезисов американского философа и политолога Ноама Хомски, авторитарные режимы прошлого для поддержания своей устойчивости опирались на 80 процентов на насилие и на 20 процентов на пропаганду, а неоавторитарные режимы XXI века на 80 процентов опираются на пропаганду и на 20 процентов — на насилие. Без сомнения, это прогресс.

Что такое пропаганда, которая является совершенно необходимой для успешного функционирования режимов промежуточного типа, имитирующих значительное количество демократических институтов и процессов, но при этом не являющихся полноценными демократиями? Нет ни одного режима этого типа, который не старался бы контролировать публичную сферу и средства массовой информации. Для чего это нужно? Ответ кажется самоочевидным: для того чтобы говорить хорошее о себе, для того чтобы производить позитивное впечатление на внешнюю и внутреннюю аудиторию, для того чтобы не допускать никакой негативной информации.

На самом деле ситуация несколько сложнее: контроль над средствами массовой информации необходим не для того, что в быту называют враньем, а для того, чтобы формировать то, что называется дискурсом, чтобы контролировать то, как люди видят реальность. В современном мире, действительно, перцепция реальности в основном формируется средствами массовой информации. Тот, кто контролирует их, в определенной степени контролирует реальность даже в большей степени, чем прямыми методами властвования в традиционной форме.

Что происходило в медийной сфере в России в течение двухтысячных годов? Наиболее распространенный ответ на этот вопрос будет звучать следующим образом: происходило ограничение или сворачивание свободы слова. В определенной степени это правда.

Сворачивание свободы слова

В течение двухтысячных годов государство стремилось (и успешно достигало этой цели) контролировать основные средства производства и донесения информационного контента. Делало оно это двумя путями. Во-первых, ужесточением законодательных норм. Во-вторых, экономическими методами, то есть контролем над рекламным рынком, над основными источниками дохода средств массовой информации и передавая более или менее насильственным или добровольным путем контроль над СМИ ассоциированным с государством владельцам или тем владельцам, чья лояльность не ставилась под сомнение. Одновременно с этим в те же самые годы происходил процесс скачкообразного технического прогресса.

Распространение интернета

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю