Курс «Новый человек». Лекция 10. Дмитрий Бутрин. «Дело жизни. Новое отношение к труду»

23 июля, 13:26
402

История постсоветского общества в авторском курсе журналиста Дмитрия Бутрина «Новый человек».

Автор лекции — журналист Дмитрий Бутрин.

Родился в 1974 году. Учился в МОЛГМИ им. Пирогова, с 1995 года — в экономической журналистике. С 1999 года — репортер, затем редактор в ИД «Коммерсантъ», в настоящее время — заместитель шеф-редактора ИД. Автор и составитель книг «Кому принадлежит Россия?» (редактор-составитель; Москва, 2003), «Скрепленное» (Москва, 2016).

Кто я такой? Всякий советский и постсоветский человек всегда знал только один способ ответить на этот вопрос: я милиционер, я учитель, я доярка, я школьник. Я тот, кто занимается тем, чем я занимаюсь. Всякая советская детская книжка изображала взрослый мир с профессиональными атрибутами. Всегда можно было понять, что за человек нарисован на картинке по тому, как он одет, и по тому, какие знаки принадлежности к профессии у него там есть. Если где-то изображен гаечный ключ, то понятно, что перед вами рабочий или инженер.

Советский культ труда

У советской власти много чего не получилось за 70 лет, но в создании нового человека получилось несколько вещей, в том числе получилось создать норму самоидентификации через труд. По сути, возникла массовая идеология, очень сильно отличающаяся от идеологии государственной, которая заключалась в том, что человек, который трудится, человек, который зарабатывает, человек, который сам себя кормит, — это и есть тот человек, который будет строить будущий коммунизм.

Человек, который честно зарабатывает себе на жизнь, до тех пор, пока он не бунтует, более или менее свободен. Любопытно, что единственная, пожалуй, сфера, в которой правовые институты советской власти работали совершенно идеально, была как раз трудовая. Интересно, что практически во все времена, за исключением разве что краткого военного периода, правосудие в Советском Союзе старалось не зажимать рабочий класс. Конечно, это было частью коммунистической идеологии: рабочий класс был гегемоном и основанием этого строя, хотя бы формально. Тем не менее если вас несправедливо уволили с работы, вы могли дойти до суда.

Самоощущение советского человека при этом действительно строилось на труде, никуда от этого не денешься, и всякий человек знал, что до тех пор, пока у него есть работа, он не пропадет в этом обществе. Можно было просто взять трудовую книжку, выписать из нее место работы, после чего давался совершенно полный портрет человека, ничего добавлять не нужно.

Неважно — если речь идет о женщине, — блондинка это или брюнетка. Неважно, замужем она или не замужем. Важно, что она инженер или доярка. То, что в 1967 году она ушла с одного завода и пришла на другой завод, — вот это действительно важно.

В России очень низкий уровень забастовок, очень низкий уровень трудовых конфликтов. Тем не менее, ориентируясь на советскую норму, нынешние власти страшно боятся любых проявлений трудового недовольства и стараются защитить рабочего человека, несмотря на то что идеология, которая должна была защищать рабочего человека, уже давно закончилась.

Отношение к богатству

Другие выпуски
Популярное у подписчиков Дождя за неделю