Сращивание власти с бизнесом: было ли оно неизбежно в 1990-е? Почему под лозунгом строительства рыночной экономики создали госкапитализм

16/08/2018 - 14:02 (по МСК) Анна Немзер

Константин Гаазе и Дмитрий Орешкин о том, на каком этапе Россия свернула в сторону госкапитализма, а власть слилась с олигархатом, и почему это было неизбежно.

Полную версию дебатов смотрите здесь

Орешкин:Тогда решалась другая проблема, тогда была проблема перераспределения собственности. Вот смотрите, если взять ВВП страны за 100%, то в нормальном государстве государству принадлежит примерно треть, четверть вот этих самых средств, около того. А остальное урегулируется рынком, то есть людям выгодно производить продукцию, еду, потому что ее купят, они ее будут производить. В Советском Союзе весь ВВП управлялся определенной, так скажем, номенклатурой, кастой людей, и они считали нужным инвестировать деньги в создание танков (93 или 94 тысячи танков в Советском Союзе было, больше, чем у всего остального мира), в освоение космоса, океанских глубин, строительство каналов, подъем уровня Каспия. А например, на производство еды им считалось не самое важное, народ перетопчется.

Поэтому проблема была в том, что необходимо было революционное или глубочайшее перераспределение вот этой самой структуры собственности, структуры представления о собственности. И отобрать у этого, можно сказать, класса номенклатуры, все, всю страну, которую она держала в руках, эта группа людей, приватизировала по сути дела, деприватизировать государство и сделать его из корпоративной собственности такое более или менее рассеянной между частными собственниками.

Фото: Валерий Левитин / Коммерсантъ

Другие выпуски