«Мы просто заложники с билетами». Почему самолеты, отправленные за застрявшими за рубежом россиянами, прилетают полупустыми

09/04/2020 - 21:40 (по МСК) Владимир Роменский

Власти России на фоне развития эпидемии коронавируса принимают новые меры ограничений и утверждают наказания за нарушение карантина. В столице составлено уже 400 административных протоколов, в Ленинградской области — 60, а в Краснодарском крае — уже почти 1,5 тысячи. На этом фоне гораздо менее слажено выглядит процесс возвращения домой россиян, застрявших из-за коронавируса за границей: из Нью-Йорка в Москву 9 апреля прилетел практически пустой самолет, в аэропорту остались те, кого не взяли на борт. Как пояснила газета «Коммерсант», по новым правилам оперштаба, запрещено перевозить в одном самолете граждан из разных городов. Подробнее о ситуации — Владимир Роменский. 

На борт берут не всех. Самолеты, отправленные забрать россиян, застрявших за рубежом, возвращаются полупустыми. По решению оперативного штаба людей поделили на категории. Фактически сегрегация. От категории и зависит, позаботятся о тебе, заберут или оставят на чужбине. Многие люди, которых обещаниям кормят не первую неделю, уже устали надеяться.

Юлия и Максим Верещака, граждане России: Наверное, пройдет еще какое-то время — и кто-то здесь умрет от приступа сердечного.

Юрий Одинцов, гражданин России: Зачем они говорят, что что-то делают, если никто ничего не делает?

Алексей Левин, гражданин России: Сейчас мы уже никому не верим, никто никому не верит.

Александр Власов, гражданин России: Вот сегодня 9 число — никакой информации по поводу того, когда нас будут забирать, вообще никакой информации абсолютно нет. 

Новая схема описана в «Алгоритме организации работы по вывозу граждан Российской Федерации из иностранных государств». В «Коммерсанте» ознакомились с пятистраничным документом оперштаба. Он был принят в минувший вторник. Согласно первому пункту, списки теперь формирует не МИД, а Минкомсвязи. А дипведомство, которое раньше собирало данные о россиянах через посольства, теперь участвует только в оповещении граждан и организации их сбора в аэропортах.

Первый важный момент: в списки Минкомсвязи автоматически не попадают, те, кто покинул Россию раньше 1 января 2020. А это достаточно большая группа граждан. Много тех, кто улетел в теплые страны «зимовать» еще до нового года, — все они остаются. Также нет шанса и у студентов, обучающихся за границей. Улетел до 1 января — теперь не вернешься, там и оставайся. Второй важный момент: дана установка вывозить людей лишь в регионы и города их проживания. «Это делается, чтобы не допустить распространения инфекции в другие регионы», —  говорит собеседник «Коммерсанта».

Прибывших можно было бы разместить на карантин в медицинских учреждениях, но для них ни в регионах, ни в Москве не хватает оборудованных мест. То есть если всем нужно домой в Хабаровск, а ты живешь, допустим, в Петербурге, то тебя на борт не возьмут.

Третьий момент: бесплатно домой, несмотря на экстренную ситуацию, тоже никого не повезут. Хорошо, если у вас куплен обратный билет отечественной авиакомпании — тогда новый покупать не нужно. Если же билет вы брали у иностранного перевозчика, за возвращение домой из Европы придется заплатить 200 евро, а 400 евро в случае дальних авиаперелетов. 

Сама же процедура составления новых списков, с одной стороны, страшно бюрократизирована, а с другой, кажется, управляется вручную. Информацию о желающих вернуться теперь собирают через портал государственных услуг. Там необходимо оставить заявку, и не одну: они время от времени меняются. Потом данные на достоверность проверяет МВД. После этого списки передают регионам: там должны отчитаться, что готовы людей принять, доставить потом по домам и обеспечить соблюдение карантина. Только после этих проверок и фильтров готовится итоговый список. Отлаженная система? Почему же тогда министр связи Максут Шадаев лично накануне вечером через Telegram собирал заявки туристов из Таиланда, ждущих эвакуации? В месенджере был создан чат «Госуслуги: Пхукет‑РФ». Однако многие не поверили, что списки составляют теперь в мессенджерах и что с людьми поговорить пришел член правительства.

«Я в шоке с того, что списки теперь в телеграмме собирают. Не звонят по номеру с заявки Госуслуг, а в чатиках списки создают», — писали люди в комментариях.

«Нам оч жаль, что не оправдали ваших ожиданий», — извинился в чате министр связи.

Изначально самолет с россиянами в Санкт-Петербург, а затем в Москву должен был вылететь 8 апреля, но теперь его перенесли на день, по всей видимости, в результате путаницы.

Еще 7 апреля самолет должен был забрать россиян, застрявших в Сеуле. Там вылета ждут порядка 150 человек, причем около 50 находятся в транзитной зоне аэропорта. Некоторые уже полторы недели. Спят на пуфиках, а чтобы помыться, снимают на сутки за 170 долларов один гостиничный номер на всех: этих номеров не хватает. В отель заселили лишь тех, у кого есть дети (среди них и грудные), а также пару пенсионеров-детей войны 1939 и 1941 года рождения. В основном, помогают живущие в Корее соотечественники. От посольства за все время получили лишь по паре бутылок воды.

Юлия и Максим Верещака, граждане России: Мы здесь просто заложники. Заложники с билетами, которые сделали все, которые на грани. У нас беременная, которой нужна медицинская помощь. К нам сюда в транзитную зону приходит врач, который, кроме как измерить температуру, у него нет компетенции. Пожилая пара, как они, они долетят вообще? У нас у подавляющей части заключенных — мы так себя называем — уже нервные срывы по этому поводу, мы не верим, что вообще появится какая-то положительная информация.

После того, как поменяли правила вывоза российских граждан, часть бортов возвращается в страну налегке. По данным «Коммерсанта», в самолете, вернувшемся из Нью‑Йорка в Москву, было заполнено лишь 15% кресел. Желающих улететь значительно больше, но под новые стандарты они, видимо, не подходят.

Юрий Одинцов, гражданин России: Я приехал сюда в декабре, то есть я уже не гражданин России, меня не нужно забирать? Я не понимаю позицию государства, которые отправляет в США самолет, чтобы привезти бедным и несчастным американцам какие-то медикаменты, помощь, но при этом своих граждан забирать не хочет.

В результате неразберихи в аэропорту Бангкока, а россиян в этом городе о рейсе предупредили за считанные часы, не смог улететь вместе с семьей и Алексей Левин. Сначала ему сказали, что в списках их нет, а потом отправили покупать билет, но было уже поздно.

Алексей Левин, гражданин России: Пошли покупать билет, и на мне лично закончилась очередь, точнее регистрация. Людей еще можно было посадить, регистрация закончилась. И один из сотрудников «Аэрофлота» сказал: «Ну что, не получилось у тебя улететь?» Я говорю: «Ну да». Он с улыбкой ответил: «Так тебе не надо было бегать и спрашивать, тебе нужно было просто купить билет». То есть это был определенный сарказм и издевка, ну он получил некое удовольствие, я так думаю. На что я ему ответил: «А, может, я деньги искал? Сумма все-таки не маленькая, 130 тысяч на четверых». Он говорит: «Да нет, ты же не деньги искал, ты же бегал и спрашивал все».

Тысячи человек ждут вылета из Индии. Многие застряли в курортном штате Гоа. Татьяна Волкова вместе с мужем и ребенком пытается выбраться оттуда последние две недели. Шанс вроде есть — 13 апреля. Но официальное информирование практически отсутствует, да и улететь, очевидно, смогут не все.

Татьяна Волкова, гражданка России: Со временем все меняется, это еще большую сумятицу вносит. Но что касается последней стадии, списков на сайте госуслуг, там более или менее четко. Единственное, то, что появилась новая форма, я узнала из чатов, то есть мне никакого письма или СМС не пришло на эту тему, я могла бы об этом не узнать. Какие-то люди мониторят и делятся информацией, хотя мы все, получается, в конкурирующей позиции, потому что москвичей на Гоа, я думаю, больше, чем на один самолет. Нервная ситуация в связи с этим: кого возьмут, а кого нет?

Интересно, что, по данным Минкомсвязи, россиян, находящихся за границей, порядка 25 тысяч человек. МИД раньше сообщал о 25‑30 тысячах соотечественников, желающих вернуться. Ясно одно: такими темпами фактическая эвакуация займет недели и месяцы. Кажется, уже и пандемия закончится, а мы своих граждан так и не вывезем.

Фото: Михаил Роскин / Twitter

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски