Закон с обратной силой. Почему обещанные поправки не смягчат «закон против ФБК»

23/05/2021 - 00:09 (по МСК) Михаил Шевелев

Внесенные сенатором Андреем Клишасом и депутатом Павлом Крашенинниковым поправки не смягчат, а, напротив, ужесточат так называемый «закон против ФБК», — сообщает «Русская служба BBC». Хотя парламентарии, вроде, обещали обратное. Как так вышло — расскажет Михаил Шевелев.

Закон запрещает избираться в Госдуму тем людям, которые занимали руководящие должности в организациях, признанных экстремистскими, а также тем, кто таким организациям помогал. Важно то, что данный закон имеет обратную силу.

Так, если человек находился на руководящем посту организации еще за 3 года до того, как ее признали экстремистской — ему на 5 лет закрыт доступ к возможности избрания. Немного ниже аналогичные сроки для тех, кто организации оказывал какую-либо поддержку — год «до» соответствующего решения суда и три года — запрет на избрание. 

18 мая закон прошел первое чтение в Думе, мнения относительно него у депутатов разделились, но все же инициатива набрала большинство голосов «за». На обсуждение внесения поправок перед вторым чтением выделили всего 3 дня, хотя обычно этот процесс занимает от недели до месяца. За эти три дня свои поправки внесли глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас. Перед тем, как вчера эти поправки были внесены, Клишас выступил с разъяснением сути данных поправок, отвергнув претензии юристов, активистов и СМИ о том, что закон нарушает 54 статью Конституции. Говорится в статье следующее: 

«1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Клишас же заявил, что данные поправки обратной силы иметь не будут.

Илья Шаблинский, доктор юридических наук: Заранее было понятно, что скажет Клишас или Крашенинников. Будут говорить, что, мол, в Конституции имеется в виду только уголовная ответственность. Да нет конечно. Это конституционная ответственность, которая и применяется в избирательном праве. Именно так вам любой конституционалист скажет об этом. Тут, понятное дело, что решили вот так откровенно совершенно нарушить конституционную норму для достижения корыстных политических целей. Узких, понятных, лежащих на поверхности. 

Какие конкретно поправки внесли Клишас и Крашенинников: во-первых, закон распространяется не только на выборы в Госдуму, а вообще на любые выборы в РФ, во-вторых, он действительно будет иметь обратную силу, и под его действие попадут даже те, кто просто высказывал поддержку ФБК (если его признают экстремистским). Как это «высказывание поддержки» будет устанавливаться — неизвестно. Такие параметры четко ни в законе, ни в поправках к нему не прописаны. 

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Фото: Агентство «Москва»

Другие выпуски