Взыскать 482 млрд: к кому из должников могут прийти приставы

06/07/2021 - 23:49 (по МСК)

В Министерстве юстиции рассказали, что долги граждан находятся на рекордно высоком уровне. И что еще хуже — у людей заканчиваются деньги, чтобы обслуживать свои обязательства. Федеральная служба судебных приставов планирует собрать с российских граждан по кредитам в пользу банков почти полтриллиона рублей будут в 2021 году. Подробнее о долгах россиян — в материале Дождя.

 

 

 

«Росреестр выдал мне информацию, что у вас два жилья, и поэтому я решила выставить вашу квартиру на продажу», — рассказывает Елена Парамонова. Именно так судебный пристав объяснила жительнице Волгограда, почему власти решили опечатать ее квартиру. Сотрудница Федеральной службы вынесла решение об изъятии квартиры, не проверив, что должник незадолго до этого продал единственное оставшееся в собственности жилье. Чиновницу обвинили в халатности.

Едва ли таких ошибок в ближайшее время станет меньше. В Федеральной службе судебных приставов рассказали  «Известиям», что в этом году ее специалистам предстоит взыскать почти полтриллиона рублей с граждан в пользу кредитных организаций. И эта сумма уже почти на треть больше, чем в прошлом году.

В ведомстве рассказали, что больше всего должников живут в Свердловской и Челябинской областях, Краснодарском и Красноярском краях и Башкирии. 

Но и в масштабах всей страны ситуация стала хуже. Объем просроченных кредитов, которые граждане взяли в банках и микрофинансовых организациях, к началу лета достиг почти триллиона рублей. А ведь еще год назад этот показатель был на десять процентов меньше. При этом в Центральном банке уверяют, что проблема закредитованности физических лиц стоит у них на контроле.

«Мы такие меры принимаем для того, чтобы дестимулировать банки выдавать кредиты тем людям, которые уже обременены займами и долгами. У нас введены специальные повышающие надбавки к коэффициентам риска по таким кредитам», — сказала глава банка Эльвира Набиуллина. 

Как объясняют коллекторы, вал неплатежей по обязательствам очень сильно зависит от того, где и с какой целью человек взял кредит.

«Конечно, мы заметили рост просроченной задолженности потому что экономические условия в период пандемии существенно изменились, многие потеряли работу или их доходы уменьшились. Прежде всего это произошло в необеспеченных потребительских кредитах, как всегда, в последнюю очередь отказываются платить по ипотеке. Но даже в залоговых кредитах в прошлом году был большой всплеск, прежде всего это было видно в автокредитовании. Сейчас мы замечаем, что есть некоторые небольшие проблемы в ипотеке», — рассказал президент СРО «НАПКА» Эльман Мехтиев.

Несмотря на повсеместную цифровизацию государственных услуг, сектор взыскания задолженностей продолжает работать без современных технологий. Профессиональные взыскатели напоминают, что всплеск обращений в суды произошел в 2016 году, после вступления в силу закона о защите прав заемщиков — физических лиц.

Теперь в суды с требованием о признании должника банкротом все чаще обращаются не банки, а коллекторские компании. Особенно, когда исчерпаны все легальные возможности вернуть долг. Однако любое обращение в суд вновь ведет к росту нагрузки на судебных приставов. Ведь чтобы признать человека банкротом, необходимо подтверждение пристава об отсутствии у него ценного имущества. 

«Достаточно непросто взыскать денежные средства. Одно дело, когда есть судебное решение, по которому должник обязан выплатить, а другое — это реальное исполнение этого обязательства. Судебные приставы по факту свою работу исполняют, которую они могут сделать, допустим, направить запросы, арестовать счета, и, к сожалению, дальше ситуация крайне редко когда каким-то образом сдвигается с мертвой точки, потому что с должником необходимо какую-то работу проводить и постоянно контролировать этот процесс, потому что у должника сегодня ничего не может быть, а завтра он в наследство получит дорогостоящий автомобиль», — сообщил глава юридического отдела «Юридический кабинет братьев Болтуновых». 

Если приставы уже приходили за имуществом должника, то у него есть законная возможность прекратить с ними общение. Но для этого надо добровольно признать себя банкротом. Однако в таком случае, оградив себя от кредиторов, должник лишается ряда прав. Так, на собственные нужды он не может тратить более 50 тысяч рублей. Ему нельзя создавать юридические лица. Кроме того, должник не должен покидать пределов России в течение пяти лет.

По итогам прошлого года в России собственную финансовую несостоятельность признали 119 тысяч физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это на 70% выше показателя прошлого года. 

В Министерстве экономического развития рассказали, почему сограждане массового разоряются. 

«Распространение коронавирусной инфекции могло, конечно, повлиять на граждан, которые и так планировали процедуру банкротства. То есть коронавирус стал своеобразным „спусковым крючком“ — подтолкнул граждан принять решение для начала процедуры банкротства», — рассказал замминистра экономического развития Илья Торосов.

Юристы, которые помогают должникам избежать банкротства, напоминают, что зачастую лишиться имущества можно просто по незнанию. Например, ответчики могут не понять, что в их отношении ведется судебное производство. Чтобы оказаться в такой ситуации, достаточно просто не проверять почтовый ящик по месту регистрации. 

Однако решение суда можно оспорить даже тогда, когда оно вступило в законную силу. В таком случае сложно рассчитывать на то, что будет списан основной долг, однако значительно снизить выплаты по штрафам и пеням — вполне в силах заемщика. 

Фото на превью: Андрей Репин / Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски