«Вся ответственность на руководстве»: почему аварии в «Роскосмосе» стали рутиной

11/10/2018 - 21:19 (по МСК) Анна Монгайт

11 октября на космодроме «Байконур» при запуске ракеты «Союз-ФГ» произошла авария. Это случилось на 199-й секунде полета, на борту в этот момент находились двое космонавтов — россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг. Место, где обычно сидит третий член экипажа, на этот раз занимал груз. Сразу после аварии Хейг и Овчинин сообщили, что с ними все в порядке, хотя во время инцидента они испытывали перегрузки до 6g. Экипаж приземлился в казахской степи. По данным источника «Интерфакса», причиной инцидента могло стать плохое крепление боковых блоков второй ступени ракеты носителя. Все пилотируемые пуски в России временно приостановлены. Иван Моисеев, научный руководитель Института космической политики, рассказал о причинах аварии.

Иван Михайлович, скажите, пожалуйста, насколько это аномальная и нестандартная ситуация?

Это действительно авария, да. Предыдущая авария такого рода была в 1983 году, когда пожар на старте был. То есть редкая вещь, когда с пилотируемым кораблем такое случается. Но с беспилотными чаще это бывает, стабильно даже, я бы сказал.

Насколько опасно это было для экипажа? И как это все происходило в предыдущий раз, когда была похожая авария?

И сейчас, похоже, точно говорить нельзя, и тогда, сработала система аварийного спасения. Это, в общем, такая вещь, которая используется редко, но достаточно хорошо и удачно, ею гордятся конструкторы справедливо, она достаточно хорошо спасает в этих случаях. Риск, он всегда существует, при любом запуске.

Возникает такое, возможно, ошибочное ощущение, что в российской космической отрасли все плохо. Все новости, в основном, связаны с очередными техническими проблемами, какими-то авариями, дырами в обшивке. То ли это такой негативный информационный фон, то ли действительно нас преследуют несчастья, как вы считаете?

Ну, несчастья не преследуют, несчастья они просто, так сказать, существуют. Системный кризис. Системный кризис от руководителя «Роскосмоса». В 2012 году, когда он был вице-премьером и курировал космическую, он назвал ситуацию системным кризисом. Ну, с той поры ничего не изменилось, и дело только ухудшилось. Ухудшилось как раз из-за аварий, мы потеряли свои хорошие позиции на международном рынке запусков, и естественно, вокруг всех этих аварий создается фон, который не способствует дальнейшему развитию. Здесь вся ответственность на руководстве отрасли, потому что если ничего не делать, то техника деградирует, и аварии становятся закономерностью.

А почему все-таки вот этот системный кризис? Это люди разучились делать ракеты? Это инвестиций нет? В чем главная проблема?

В том, что нет развития. Отрасль высокотехнологичная, чтобы она нормально существовала, стабильно, нужно постоянно двигаться вперед, постоянно крутить педали, чтобы не упасть. А если остановиться, как эта остановка произошла в начале века, но будет постепенно ухудшаться, будут кадры терять профессиональную ориентацию свою, квалификацию. Но здесь все больше касается организации отрасли, потому что если бы это было где-то в одном месте, по одному направлению, можно было бы сказать, что вот это местная проблема, которую надо решать. А если проблемы по многим направлениям, на разной технике, на разных предприятиях, тогда это системный кризис, тогда с ним и бороться надо системно — принимать специальную программу, буквально бросать все и заниматься только вопросами надежности и квалификации.

Непонятно только, что в этой ситуации бросать. Скажите, тот экипаж, который сейчас находится на орбите, как долго им придется в такой ситуации ждать смены? И вообще, как надолго может затянуться решение вот этой вот сегодняшней проблемы? Что показывает практика?

По опыту снабжения МКС, там же были аварии с нашими грузовиками «Прогресс», ситуация решается достаточно быстро. Нынешний экипаж, насколько я помню, до декабря должен там находиться, то есть он будет работать штатно, только в сокращенном составе, три человека всего. Ну и как только последствия конкретной этой аварии будут ликвидированы, приняты соответствующие мероприятия, пойдет следующий экипаж.

Спасибо большое.

Фото: EPA / TASS

Также по теме
    Другие выпуски