«Всех не заблокируешь»: почему не удастся очистить интернет от VPN-сервисов и анонимайзеров

08/06/2017 - 23:20 (по МСК) Антон Желнов, Татьяна Арно

В Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий запрет так называемых VPN-сервисов и анонимайзеров. Согласно документу, у провайдеров будет 30 дней, чтобы закрыть доступ к сайтам, позволяющим обойти блокировку. Анонимайзеры, в свою очередь, обяжут сотрудничать с Роскомнадзором.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян вышел в прямой эфир, чтобы объяснить, насколько законопроект корректен с технической и юридической сторон.

Авторами этого закона являются депутаты Максим Кудрявцев из «Единой России», Николай Рыжак из «Справедливой России» и Александр Ющенко из КПРФ.

В проекте значатся поисковые системы, которые депутаты хотят обязать удалять из выдачи для российских пользователей заблокированные сайты. Советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко считает, что внесенный в Госдуму законопроект не подразумевает полного запрета, а авторы документа лишь хотят обязать сервисы блокировать сайты, которые запрещены на территории России.

Полная расшифровка программы: 

Арно: Карен, исполнять такой закон вообще возможно или это как законодательно запретить переходить дорогу в неположенном месте?

Казарян: Вы знаете, когда в апреле еще появились первые слухи об этом законопроекте, по-моему, даже замминистра связи господин Волин сказал, что принять можно, конечно, закон любой, но действовать он не будет. И на мой взгляд, это абсолютно такой случай.

Желнов: VPN-сервисы и анонимайзеры на это пойдут, как вы считаете? Сдавать собственных пользователей, получится, им придется, сотрудничать с российским «министерством правды», это же как бы удар по их репутации собственной.

Казарян: Давайте предположим несколько сценариев. Во-первых, есть сервисы, которые даже если бы захотели сотрудничать, сделать это все равно не смогут по той простой причине, что, во-первых, они иностранные юридические лица, и каким образом взаимодействовать им законным образом с Роскомнадзором, не очень понятно, а во-вторых, они предоставляют услуги шифрованного соединения, соответственно, они технологически не могут выполнить требования Роскомнадзора, потому что они не контролируют, как пользователи будут использовать их продукт. Второй момент — если, предположим, сервис решил сотрудничать с Роскомнадзором, как Роскомнадзор будет проверять, что сервис исполняет закон? Никаких инструментов у него для этого нет, соответственно, любой сервис может спокойно подать заявку в Роскомнадзор на доступ к реестру и так далее, а проверить, выполняет ли законные требования сервис Роскомнадзор никак не сможет.

Желнов: Я вот хочу вас спросить, чтобы все-таки на пальцах для зрителей и для нас, мы не являемся профессионалами в IT, объяснить все-таки, вот человек сейчас заходит, видит в Яндексе сайт, заходит, я сам часто вижу, как больше стало ссылок на сайты, которые заблокированы, или разные сайты, которые кинопродукцию предлагают…

Арно: Порнографию.

Желнов: Все, что угодно. Вот как сейчас? Хорошо, сейчас вы можете обойти этот запрет через эти ресурсы, через VPN. Если закон вступит в силу, что будет в итоге? Человек не сможет никак обойти? Или все равно есть сто способов?

Казарян: Давайте так, во-первых, конкретно сейчас блокировки не работают вообще, поскольку, буквально вот новость была вчера и позавчера, по поводу массовой подмены адресов «черных списков», которые, к слову говоря, Роскомнадзор опять-таки контролировать не может, поэтому возникает некий вопрос — как он будет контролировать новый закон, если эту дырку еще не заделали, и заделать по всей видимости не могут. А будет… ну что? Сервисы все равно будут существовать, более того, я думаю, что они будут появляться все новые и новые, потому что во всем мире эта услуга востребована, и даже если в черные списки будут вноситься адреса, откуда вы можете эти сервисы скачать, надо понимать, что среди этих адресов существуют магазины предложений — Google Play, App Store, Chrome Web Store, который дает вам скачать расширение для браузера. Это встроено в операционную систему Windows 10, причем как в виде встроенного VPN-сервиса, так и в виде магазина приложений, с которого можно скачать опять-таки массу приложений. Поэтому все явно невозможно будет заблокировать, поэтому всем все равно можно будет продолжать пользоваться.

Арно: Я от себя хочу сказать, что я недавно была в Китае, где более жесткая информационная политика, и ты приезжаешь, и сразу добрые люди тебе практически говорят, вот прямо в аэропорту, надо VPN скачать. И да, сначала у тебя ничего нет, а потом ты все получаешь, но мне кажется, что у нас более демократичная страна, поэтому у нас проблем не будет. Но у меня вопрос в другом. Что за команда вообще готовила законопроект, вот эти товарищи, которых мы перечислили, коммунист, единоросс и справедливоросс? Насколько они компетентны? Говорят, на этот раз более грамотный закон, чем «пакет Яровой» например. Как вы считаете?

Казарян: Насколько я понимаю из сообщений в прессе, закон готовили не эти депутаты, а если мы посмотрим, в прессе речь шла некой рабочей группе при Роскомнадзоре с участием Медиакоммуникационного союза. Я не знаю, соответствует ли это истине или нет, но по крайней мере в прессе об этом говорится. Что касается текста самого закона, с технической точки зрения он, конечно, безграмотный, как я уже говорил, это достаточно понятно, при этом и с юридической точки зрения в нем есть несколько пунктов, например, которые вроде как должны вывести из-под действия закона корпоративных пользователей, но на самом деле этого не происходит. А следующий большой вопрос — что делать законному бизнесу с этим законопроектом, потому что VPN — это совершенно стандартный корпоративный инструмент.

Желнов: Спасибо.

Фото: DepositPhotos

Другие выпуски