«Секретные» автобусы из Узбекистана в Москву: что привело к трагедии в Казахстане

18/01/2018 - 21:49 (по МСК) Ольга Гладышева, Антон Желнов

52 человека погибли в результате пожара в автобусе в Казахстане. Пассажирский автобус марки Setra ехал из Узбекистана в Россию и загорелся на трассе в Актюбинской области. В автобусе в основном были граждане Узбекистана. Спаслись всего пятеро. У автобуса была заблокирована боковая дверь, и пассажиры не смогли выбраться наружу. Узбекистан направил в Казахстан самолет за телами погибших. Ольга Гладышева — о том, что случилось на дороге под Актюбинском.

В 7:30 утра в 10 километрах от поселка Колыбай по трассе Самара-Шымкент вспыхнул автобус. Внутри были 57 человек, двое водителей — граждане Казахстана, все остальные — мигранты из Узбекистана, которые направлялись на заработки в Россию. Выжили только пятеро: «В момент происшествия в автобусе произошла паника и давка, заблокировался выход. В результате, люди оказались в плену и не смогли выбраться», — рассказала Баян Сагимбаева, корреспондент Nur.kz.

Основная версия — замыкание проводки, но в эфире «Пятого канала» один из водителей автобуса рассказал, что ехавшие в салоне пассажиры пытались согреться с помощью паяльной лампы, однако не поделили канистру с бензином и началась драка — топливо разлилось, а искра от лампы моментально подожгла автобус. «По территории Казахстана они едут столько же, сколько по России. В Казахстане холод хуже, чем в России. Там холодный ветер пронизывающий, поэтому многие включают обогреватель, едут, травятся газом», — рассказал президент Межрегионального узбекского землячества Усман Баратов.

Сгоревший автобус был 89-го года выпуска, в последний раз техосмотр он проходил два года назад, а у его владельцев не было лицензии на перевозки. Это не первая подобная трагедия, в октябре прошлого года точно такой же автобус столкнулся с электропоездом во Владимире, погибли 20 человек. «Чтобы сэкономить 100-150 долларов, пусть даже 200 долларов, они едут не на самолетах, а автотранспортом. Если учесть, что они пока будут ехать, будут питаться, кому-то давать еще взятки, у кого проблемы с документами. Немного они сэкономят, но опасность такая создается, к сожалению», — добавил Баратов.

Для перевозки соискателей работы в России создана большая система — когда полулегальные предприниматели собирают группу для пересечения границы с Казахстаном. Обычно такой транзит стоит 5-8 тысяч рублей — это дешевле, чем поезд или самолет, и удобнее для тех, у кого есть проблемы с документами. Водители, как правило, объезжают все блокпосты. Раньше найти автобус до Шымкента было легко – они стояли рядом с метро Выхино или на Каширском шоссе, рядом с аэропортом «Домодедово», но после трагедии во Владимире схема таких нелегальных перевозчиков изменилась, — рассказывает страховой эксперт Шавкат Кадиров. «Как правило, молодые люди в метро (либо на кольцевой линии, либо при выходе из метро) работают, обращают внимание на лиц азиатской внешности и предлагают им визитки. На этих визитках указывается номер, по которому можно будет связаться при необходимости для того, чтобы была сформирована группа для переезда по определенному маршруту, в частности, Москва-Шымкент. После того, как группа будет сформирована, клиенту перезванивают, назначаются встречи, где их подбирает автобус», добавил он. 

Зачастую такие автобусы ездят переполненными: рассчитанные на пятьдесят человек, они могут перевозить по сотне трудовых мигрантов. Доезжая до Шымкента, люди переходят границу пешком, а дальше пересаживаются на другой транспорт уже в Узбекистане.

Фото: РИА Новости

Другие выпуски