На досрочных парламентских выборах в Верховную Раду побеждает партия «Слуга народа» Владимира Зеленского. Всего в Раду проходит пять партий — те, которые преодолели барьер в 5%.
На втором месте пророссийская «Оппозиционная платформа „За жизнь“», в лидерах которой кум российского президента Виктор Медведчук и экс-вице-премьер Юрий Бойко, следом — партия Петра Порошенко «Европейская солидарность», «Батькивщина» экс-премьера Юлии Тимошенко —у них по 8 процентов. Замыкает пятерку партия лидера группы «Океан Эльзы» Святослава Вакарчука «Голос».
Явка составила 49,84%. На выборах в Раду пять лет назад она была выше — 52,42%.
Выборы проводились по смешанной системе: 225 депутатов Рады избирались по партийным спискам, 199 — по одномандатным округам. 26 мест останутся пустыми, потому что в Крыму и на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР выборы не проводились.
Партия Зеленского лидирует как по партийным спискам, так и по одномандатным округам. Окончательно по распределению мест в парламенте станет понятно только после подсчета всех голосов, но предварительно у «Слуги народа» — большинство в парламенте. А значит — партия сможет сформировать правительство и принимать решения без образования коалиции — впервые в истории страны. Даже без большинства там готовы объединяться с партиями Вакарчука и Тимошенко. Кроме того, в новый состав Рады проходит почти 50 одномандатников, среди которых также есть сторонники Зеленского.
Главная интрига — фигура нового премьер-министра. Зеленский пообещал, что это будет профессиональный экономист, конкретных имен он не назвал. Среди потенциальных кандидатов — исполнительный директор Международного валютного фонда, бывший министр финансов Украины, инвестбанкир и два топ-менеджера «Нафтогаза».
Первое заседание Рады состоится в конце августа-начале сентября. Председателем, скорее всего, станет лидер партии «Слуга народа» соратник Зеленского Дмитрий Разумков.
Утвердить кандидатуры главы правительства депутаты могут уже на первом заседании. Оно состоится в конце августа-начале сентября. Тогда же Рада начнет рассматривать президентские законопроекты — их накопилось уже больше 15, но предыдущий состав парламента их заблокировал. Большинство в Раде также позволит Зеленскому провести своих кандидатов на ключевые посты — главы МИДа, Минобороны и генерального прокурора.
Разговор с Олегом Игнатовым
Олег, скажите, пожалуйста, вот эта вот конфигурация, которая сейчас образовалась в Раде, где большинство у партии «Слуга народа», чем это чревато, каким развитием политических событий в стране? Все-таки фактически однопартийный парламент это отсутствие конкуренции, борьбы и так далее.
Посмотрим, как там будут еще строится отношения, но я думаю, что украинцев можно поздравить с тем, что не меняя конституцию, в стране установилась президентская республика де-факто, потому что впервые действительно пропрезидентская партия полностью контролирует всю вертикаль власти, то есть и президентский офис, и теперь правительство будет от президентской партии, и не нужно создавать вроде ни с кем коалицию. То есть де-факто это президентская республика.
Вот наличие президентской республики, какое продолжение у этой политической стратегии, когда можно заниматься действительно теми планами, которые были у президента? Они реализуют одну программу, президент и парламент, президент и Рада. Как вы думаете, что они будут делать теперь?
У них есть программа, они ее уже озвучивали. Первое, что они должны сделать, это лишить депутатов неприкосновенности. Потом они говорили про установление межпартийной дисциплины, потому что, с одной стороны, большинство очень большое, но им нужно управлять, оно очень разное. То есть там есть депутаты, которые выиграли по мажоритарным округам, есть те, которые избрались по партийным спискам. Через пять лет будут новые выборы, и там не будет уже мажоритарных округов, и в такой ситуации очень нужно будет понять, как будет устанавливаться дисциплина, потому что на бумаге у вас вроде как есть партия большинства, но с другой стороны, этой партией нужно управлять, и все депутаты должны голосовать, что называется, единогласно, за законы, которые будет предлагать правительство и президент. Поэтому вопрос дисциплины, я думаю, станет одним из первичных, и в этой связи будут какие-то изменения возможные в регламенте Рады, и во внутренних правилах Рады, возможно, будут какие-то изменения по отзыву мандатов и так далее. Это уже так или иначе озвучилось. Но второй главный вопрос это, наверное, экономика все-таки, потому что экономика на Украине растет, но растет медленно и недостаточно для страны, в которой экономика упала так сильно. Я думаю, что вопросы налоговой реформы, вопросы дерегулирования бизнеса, улучшения условий для инвестиций и так далее, они будут одними из ключевых. Потому что фактически у Зеленского есть три проблемы: первое это мир, второе — экономика, третье это коррупция. Вот проблемы экономики и коррупции в большей степени в его, что называется, полномочиях, в большей степени в его возможностях, чем проблемы мира. И я думаю, что именно на этих вопросах он сконцентрируется больше всего, именно для этого ему нужно вот такое супербольшинство Верховной Рады. Но я напомню, что еще предстоят местные выборы, которые по закону должны быть в 2020 году, но уже сейчас говорится о том, что они могут пройти досрочно. Если они пройдут сейчас, то это будет полное обновление украинской власти, что называется, с самого верха до самого низа, от общенационального до местного уровня. То же самое примерно было и когда Порошенко стал президентом, и после Майдана.
Как вы считаете, будет ли Зеленский привлекать Вакарчука как-то в управление страной, в принятие каких-то решений и так далее? Все-таки его партия тоже сразу набрала и голоса, и они наверняка близки, как это называется, идеологически и по образу, что ли, тот и другой представляют молодую часть страны.
Вы знаете, это интересный вопрос. Сначала они говорили о том, что да, они готовы выстраивать коалицию прежде всего с Вакарчуком, потому что Вакарчук тоже олицетворяет собой новые такие украинские силы, это новые лица в украинской политике, то, к чему стремится команда Зеленского, то есть полное обновление правящей элиты. Но с другой стороны, сейчас это как бы и не нужно, там уже больше 250 мандатов есть, если я не ошибаюсь, речь идет о такой цифре. Не нужна никакая партия для коалиции, они могут сами сформировать правительство, опираясь исключительно на тот ресурс, который у них есть в Верховной Раде. Я думаю, что это станет политическим вопросом, то есть в политическом смысле, наверное, выгодно выстраивать какие-то коалиции с людьми, с единомышленниками, а Зеленский и Вакарчук, они все-таки близки друг другу, и по типу, и поколенчески близки, и по программе, возможно, близки. Но есть еще вопрос конституционных изменений, будут ли изменения в конституцию. Вот если команда Зеленского решится на то, чтобы провести какие-то конституционные изменения, изменить все что угодно, например, даже закон о языке, то здесь нужны уже будут какие-то союзы и коалиции. И здесь возможны различные варианты, я думаю, это и Вакарчук, и Тимошенко и так далее. Но мне кажется, что все-таки в данной ситуации они находятся в таких условиях, когда выгодно возложить ответственность на себя самого и двигаться дальше без каких-либо союзников. Если такие союзники понадобятся, это будет уже скорее ситуативная коалиция, а не какие-то стратегические коалиции на долгий срок.
Как вы считаете, будут ли каким-то образом преследовать представителей бывшей политической верхушки? Об этом много, мне кажется, говорят сейчас в Украине.
Этот процесс уже частично идет. Потом, что значит преследовать? Есть как бы правоохранительная система, есть судебная система. Я думаю, в интересах Зеленского построить независимую судебную систему. Если там действительно будут какие-то кейсы, по которым могут быть возбуждены уголовные дела, и будут какие-то судебные решения, то это возможно, особенно, если будет отменена депутатская неприкосновенность, Порошенко вроде как избрался у нас в Раду. Я думаю, это не исключено, я думаю, что на Украине найдется достаточно людей, которые будут призывать Зеленского расправиться с частью, по крайней мере, правящей команды, чтобы были какие-то демонстративные судебные процессы, демонстративные уголовные дела, чтобы тем самым продемонстрировать свою приверженность борьбе с коррупцией. Но судебная система на Украине еще не устоявшаяся и правоохранительная система тоже, и мне кажется, что в любом случае здесь будет очень много политики, и в меньшей гораздо степени каких-то юридических аргументов, собственно, уголовных аргументов. Посмотрим, это не исключено.
Последний вопрос. Невозможно не сравнивать, у нас тоже есть одна большая партия в парламенте, и у нас принято говорить, что парламент не место для дискуссий. Рада тоже когда-то была самой дискутивной, наверное, точкой, одной из самых горячих точек на карте Украины. Неужели теперь она перестанет быть такой? Мы помним эти громкие драки, эти скандалы, эти шоу, которые устраивались в Раде.
Я думаю, что это новый феномен действительно для украинской политической культуры, посмотрим, все как будет. Но с другой стороны, на Украине очень легко подняться вверх и также быстро можно и легко опуститься вниз. И если не будет каких-то результатов, посмотрим, где на следующих выборах окажется партия «Слуга народа». Ничего не исключено и ничего не предопределено. Поэтому, я думаю, что да, это испытание для украинской политической системы, это новый опыт. Но возможно, он окажется позитивным, посмотрим. Произошла полная смена, фактически, элиты, и этого хотели украинские избиратели, этого они и получили. Сейчас, собственно, избиратели и эта новая элита, которую они избрали, будут адаптироваться к этой новой реальности, и они еще сами не понимают, как все это будет работать и какие будут в будущем последствия. Увидим.
Спасибо большое.
Фото: EPA