«Наше движение восприняли как бунт холопов»: водители чиновников против управленцев-чекистов

19/07/2018 - 21:37 (по МСК) Алексей Коростелев

В Москве бунтуют водители Управления делами президента — именно они водят те самые нелюбимые москвичами машины с номерами ЕКХ и АМР. Оказывается, водителям всесильных людей на задних сидениях Мерседесов и Майбахов уже многие годы просто не платят деньги за многочасовые переработки. Теперь бунтовщики создали профсоюз, который собирается отстаивать трудовые права водителей в суде. Алексей Коростелев встретился с обиженными Управделами водителями и выяснил, на что идут вроде бы вполне честно заработанные скупые шоферские рубли.

Седовласый мужчина в поношенном костюме — Сан Саныч, он водитель депутатов Госдумы.

«В связи с тем, что были сложные времена, в 2008 году я устроился на эту автобазу… Ну как бы всё было достаточно нормально, цивилизованно, по крайней мере»

Автобаза №2, на которой работает Сан Саныч, входит в структуру транспортного департамента Управления делами президента. Кроме этой автобазы сюда входят еще две, которые обслуживают чиновников разного ранга – от референтов до вице-премьеров, а также Специальный летный отряд Россия – борт номер один.

«Проработал десять лет на этой автобазе, а именно в отделении Обручева, 42, — коллектив как бы сплоченный был – пришёл Родин Николай и так как он пришёл с ФСО… Его друзья привели. После этого какие-то тенденции пошли не очень хорошие. В его приходе, значит, немножко поменялась сама работа».

После прихода нового начальника из ФСО, СанСаныча и других заставили ходить на лекции по вождению вместо работы – водители оскорбились, но самое главное – начали ущемлять трудовые права. И водители начали штудировать трудовой кодекс.

«По закону, по трудовому кодексу разрешается работать 2 раза по 12 часов. 3-ий день должен быть полноценный отдых. Из-за этого у нас люди начали убегать. Когда человек говорит: "Я дома не бываю, меня жена из дома выгоняет". А ему говорят: "Ну не нравится — уходи"».

Пытались даже достучаться до самого верха.

«Создали оперативную группу и решили написать Дмитрию Пескову. Мне многие задавали вопрос: почему именно на Дмитрия Пескова? Я посчитал, что это всё-таки администрация президента, она выше управления делами президента. Всё-таки он рядом с Путиным. Просто обидно, когда на твоих глазах разваливают предприятие, вот эту махину».

Но не помогло. Те, кто не ушел начали требовать деньги за переработку. У Никиты Ильясова только за последний год накопилось 1400 часов неоплаченной работы

«Работали как бы, я даже не могу, ну в общем, в сутки за смену по 16 – 20 часов. Грубо говоря, в сутках 24 часа, по 20 часов работали. Через день: день работаем, день – выходной. К начальству неоднократно подходили по поводу сверхурочных, часы, которые перерабатываем, чтобы оплату производили. Игнор полный, то есть игнорировали. Даже были моменты: кто задавал лишние вопросы, на них оказывалась давление со стороны начальства».

Кому-то плохую машину дадут, кого-то поставят к чиновнику, который любит задерживаться на работу, словом, начальники транспортного департамента Управления делами президента-выходцы из силовых структур, умеют надавить на подчиненных.

«Водитель начинает если задавать вопросы, интересоваться по поводу работы, их вызывают предварительно, ведут беседу и как бы предупреждают: если водитель не прекращает интересоваться ненужными вопросами, то их просто увольняют».

Сам Никита возил заместителя тогда еще вице-премьера Дмитрия Рогозина Олега Бочкарева. Тот любил задержаться на работе, поэтому Ильясову приходилось работать по 20 часов ежедневно. Доказать переработки просто – время выезда и время сдачи машины в гараж четко фиксируется в путевых листках. Вот одна из смен – выезд в 3 часа утра, заезд в гараж – 9 вечера.

«Ну сейчас непосредственно движемся в суд, чтобы по поводу сверхурочных часов, то есть по делу. А в данный момент меня так же уволили по статье. Получается, за сверхурочные».

Ильясова уволили по статье – за неоднократное нарушение трудовой дисциплины, то есть с волчьим билетом – с такой трудовой в госучреждение теперь не устроишься.

« В данный момент у нас сложилась такая тенденция: мы же, получается, на автобазе организовали свою профсоюзную организацию водителей непосредственно. Начальству это естественно не понравилось, и они считают, что, получается, водители не вправе лезть куда-то в их дела»

Вадим Тарношинский – первый среди уволенных за претензии к начальству. Он и начал борьбу за права водителей и создал профсоюз альтернативный тому, что уже действовал на автобазах управделами.

«Мы её создали, оповестили в установленном порядке работодателя и, к нашему удивлению, он решил, что мы не профсоюзная организация. То есть с нами полностью игнорировали общаться. Вообще движение профсоюзной и создание альтернативного профсоюза было изначально воспринято работодателем как бунт холопов. То есть работодатель даже мысли себе не мог допустить, как это на автобазе образовался коллектив водителей, который создал второй профсоюз».

Освоившись в законодательстве, он начал помогать другим водителям в судах, возвращать деньги и восстанавливать на работе. И постепенно начал копать глубже.

«Что представляет собой руководство автобазы? Это просто пенсионеры, которые ищут тихую гавань, отслужив в органах ФСБ, ФСО, они через связи устраиваются на автобазу, на руководящие должности. Ну что вы хотите?»

Весь транспортный департамент управделами президента тоже возглавляет бывший силовик – Анатолий Тюков, генерал ФСБ. Человек с богатой биографией – вел переговоры с чеченским боевиком Шамилем Басаевым об освобождении пленных, отвечал за безопасность в Объединенной судостроительной корпорации, а в управделами его поставили, по данным «Коммерсанта», разбираться с коррупцией в специальном летном отряде «Россия».

«На сегодняшний день сложилось такое впечатление, что Тюков Анатолий Павлович не только не хочет решать проблемы, он их даже не видит, а более того, я вам скажу, он старается их не замечать. То есть, мы ему озвучиваем определённые проблемы, он отвечает письменно, что этой проблемы нет, что мы неправильно понимаем. Тенденция такая, что если профсоюз, либо работники жалуются на работодателя, они выглядят, извините за выражение, стукачами».

О коррупции в небе не слышно, а коррупцию на земле пытается расследовать Тарношинский.

«8 июля был опубликован государственный контракт на сайте госзакупок на смену асфальтного покрытия на автобазе номер 2. Собственно говоря, восьмого же числа данный контракт был выигран ремонтно-строительным управлением делами президента. Буквально через 2 дня от старого асфальта не осталось и следа, то есть такое ощущение, что техника стояла за углом. В течение месяца асфальт не был положен, и только буквально на днях, вы можете лицезреть… Ну опять же не нужно быть каким-то глобальным специалистом, либо оценивать строительные работы, но не знаю, вы считаете, что вот это вот стоит 8 миллионов рублей? Вот этот квадрат и небольшой периметр за зданием?»

За поврежденный бампер одного из водителя автобазы оштрафовали на 92 тысячи рублей – возмещение ущерба. При этом, бампер стоит в розницу всего 60 тысяч. А по госконтракту он обошелся автобазе – в 55. На 40 тысяч дешевле, чем отдал водитель.

«Есть список на 102 человека, кто вступил в этот профсоюз – теперь этим людям, так скажем, будет плохо. Если он узнал, что каким-то боком человек относится к профсоюзу – график сложный ставят, подработку запрещают… А если начинали жаловаться, как я – в течение недели стряпаются три выговора», — рассказывает Алексанлр Козлов.

Александр тоже работал на автобазе управделами президента. Из-за тяжелого семейного положения, деньги за переработку ему были необходимы. Он шел до конца, вступил в профсоюз, и его уволили.

«Я начал требовать переработки – у меня в месяц, грубо говоря, сгорело 70-80 часов переработки… Не оплачивали ничего. Они изначально знали, что у меня жена не работает, ухаживает за матерью, двое детей».

Помучив пару месяцев изнурительными сменами, Александра все равно уволили.

«Уволили меня вот как раз, когда сутками недосыпал, ушел на больничный и они уволили меня, когда я был на больничном. Но суд восстановил меня – незаконно уволен, находясь на больничном. Но юрист подошла и сказала: "что нам мешает тебя сегодня восстановить и сразу уволить?"»

Дожидаясь суда он уехал в деревню — где и больной матери хорошо, и детям на каникулах.

Несмотря на то, что никто не сдается, в конечный успех, кажется, мало кто верит: вряд ли силовиков-начальников привлекут к ответственности, работникам выплатят деньги. Ведь в споре маленького водителя и целого управления делами президента победитель ясен изначально — выиграет тот, кто ближе к делу и телу.

Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ

Другие выпуски