«Он создал жанр»: Владимир Познер о Джоне ле Карре

15/12/2020 - 01:04 (по МСК)

Известный английский писатель, автор более 20 шпионских романов Джон ле Карре умер на 90-м году жизни. По словам родственников, ле Карре скончался после болезни, не связанной с коронавирусной инфекцией, хотя в последнее время он болел пневмонией. Джон ле Карре родился в 1931 году, после учебы в Оксфорде и военной службы в Австрии сотрудничал с британской контрразведкой и внешнеполитической разведкой MI 6. Все его романы посвящены мрачным будням сотрудников спецслужб, его книги переведены на 36 языков. По его произведениям сняты такие фильмы как: «Шпион выйди вон», «Самый опасный человек» и другие. О нем, как о выдающемся рассказчике, рассуждает журналист Владимир Познер.

Владимир Познер, журналист: В общем, это была книга, которая очень, просто, можно сказать, мгновенно принесла ему всемирную известность. Вот тогда я с ним познакомился. И после этого я читал все абсолютно, что он написал, и считаю его одним из самых выдающихся писателей второй половины двадцатого века.

И вообще до него, можно сказать, вот эти все книги, связанные с героями-шпионами, изображали их такими, знаете ли, романтическими красавцами. Джеймс Бонд ― это типичный пример, что, конечно, никак не соответствует действительности, но очень развлекает. А вот здесь, у Джона ле Карре, шпион показан совсем по-другому: и не красивый, и не обаятельный особенно, и все такое прочее, в общем, без всякой романтики. И по мере того, как ле Карре пишет, его эти агенты МИ-6, то есть английской разведки, становятся все менее и менее, я бы даже сказал, симпатичными. И вообще он показывает вот эту работу разведки как нечто действительно отталкивающее, на самом деле, если говорить. Он создал жанр. До него этого жанра не было в том виде, и сегодня никого рядом с ним нет.

Он работал, кстати говоря, и в Берлине, он работал во многих разных странах. По-видимому, довольно быстро или рано пришел к тем выводам, которые потом появляются в его книге, потому что он совсем молодым был завербован. Тут трудно сказать, почему он так сурово довольно и жестко описывает вот эту работу, которую раньше все описывали как героические… И в том числе и у нас, в нашей литературе, ну как? Хотя бы возьмите «Семнадцать мгновений весны», вот, пожалуйста, вам пример. Такой красавец, разумный, образованный, совсем другой человек, совсем.

Конечно, нужно читать первую книжку, «Шпион, который вернулся с холода». Это абсолютно выдающаяся литература. Я думаю, что это его лучшая книга все-таки. «Маленькая барабанщица» ― это феноменальная совершенно книга, может, она не была переведена.

Но, вы знаете, самое последнее, что он написал и что я читал, называется «Голубиный туннель», и это очень стоит прочитать, потому что ведь что такое голубиный туннель? Это в Монте-Карло до войны, кажется, после Первой мировой, вот тогда, держали в туннелях, темных совершенно, голубей, и когда проезжали богатые люди, которые хотели пострелять, но не по тарелкам, а по живым целям, этих голубей выпускали, и по ним стреляли. Но что он пишет? Сколько-то там их убивали, убивали не всех. И те, которых не убивали, возвращались в туннель. И в этом весь смысл того, о чем он пишет. Это тоже о профессии, о профессии и о том, что происходит с людьми.

Если вы цените умное и увлекательное письмо, которое требует от вас сопереживания, то лучше, чем ле Карре, вы не найдете.

Также по теме
    Другие выпуски