Как пользоваться «ВКонтакте» и не сесть, и спасет ли удаление профиля

14/08/2018 - 21:28 (по МСК) Соня Гройсман

Глава управления Следственного комитета по Алтайскому краю Евгений Долгалев вступился за двух студенток РАНХиГС, показания которых легли в основу обвинения по уголовным делам жителей Барнаула — Марию Мотузную и Даниила Маркина, которых из-за мемов во «ВКонтакте» обвинили в экстремизме. Мотузная и Маркин утверждают, что заявления на них написали студентки РАНХиГС Анастасия Битнер и Дарья Исаенко. Это дело стало очень заметным — 14 августа в Барнауле прошел митинг«За свободу интернета» в поддержку Мотузной, а представители сети «Вконтакте» в итоге выступили против «необоснованного преследования» пользователей, анонсировали введение новых настроек приватности и пообещали публиковать статистику запросов органов власти о пользователях. Поверят ли им пользователи, выясняла Соня Гройсман.

 

 

Сроки за репосты и лайки для России давно не новость. Но за последний месяц выяснилось, что в колонию могут отправить не только за те картинки, которые ты сделал сам, но и за те, которые просто ты сохранил в специальный альбом «ВКонтакте» для себя. Так это и было в случае с Марией Мотузной. А следом за ее историей вскрылось еще несколько подобных, и тут уже пользователи полезли проверять свои страницы: а не экстремист ли я?

Появляются и специальные инструкции, как разом удалить всю информацию из «ВКонтакте»:  посты, фото, видео. Некоторые пользователи от греха подальше решили и вовсе удалиться из соцсети и призывают к тому же других. Появляются флешмобы — #deleteVK и #ВКПНХ. Как это расшифровывается, пояснять, пожалуй, не будем, всё-таки нас блюдет Роскомнадзор.

Павел Акимов, урбанист: Чтобы какой-нибудь оперативник из Центра противодействия экстремизму с запитым лицом в своем прокуренном кабинете решил поломать мне жизнь только потому, что у него какой-то недобор по статистике. А это ровно то, что происходит, причем я это сейчас не с потолка беру и не где-то это прочитал. Это непосредственно кейс моего близкого друга, которого ровно так вот за это притянули, раскопали какую-то картинку 2011 года.

Урбанист Павел Акимов тоже в числе тех, кто собирается уйти из «ВКонтакте», но для начала ищет способ, как сохранить годами накопленную там музыку.

В самой компании тем временем пытаются придумать, как им избежать массового исхода пользователей. Вчера «ВКонтакте» выпустили заявление и пообещали изменить политику приватности: «„ВКонтакте“ как крупнейшая коммуникационная платформа обязана выполнять российские законы и содействовать поиску настоящих преступников, но мы решительно выступаем против необоснованных преследований за публикации в Интернете».

За неделю до этого Mail.ru Group, которая владеет «ВКонтакте» и «Одноклассниками», призвала амнистировать несправедливо осужденных за репосты и лайки. И, в общем-то, в Mail.ru беспокоятся не зря. По статистике, большинство уголовных дел по экстремистским высказываниям возбуждается именно по постам и мемам из «ВКонтакте». В прошлом году, 2017-м, таких дел было 138 ― и это только те, о которых известно. Для сравнения: по следам постов в Facebook ― только два.

Все дело в том, что «ВКонтакте» активнее других соцсетей сотрудничает с правоохранительными органами. Артем Козлюк, руководитель общественной организации «РосКомСвобода», рассказывает: «Найти ту или иную так называемую запрещенную картинку или картинку на грани сотрудникам Следственного комитета или ЦПЭ не составит никакого труда.

Буквально в несколько минут можно отсортировать пользователей по региону в каких-то группах, выбрать какие-то публикации на грани и тем самым буквально за несколько минут сформировать себе красивую отчетность, как эти сотрудники, это ведомство борется в своем регионе с экстремизмом или с оскорблением чувств верующих. Это всё удобно, приятно сделано во „ВКонтакте“, да, для правоохранительных органов, и поэтому они крайне полюбили эту социальную сеть за их крайнюю дружелюбность и крайнюю неформальность при общении.

Если руководство „ВКонтакте“, руководство Mail.ru Group говорит нам, что никакого звонкового права нет, тогда, пожалуйста, опубликуйте нам в публичном пространстве подробную процедуру взаимодействия своих сотрудников с правоохранительными органами».

Мы спросили у специалистов по безопасности в интернете и у правозащитников, как же всё-таки пользоваться соцсетями так, чтобы не попасть под статью. В итоге их советы сводятся к одному.

Артем Козлюк, руководитель общественной организации «РосКомСвобода»: Я вам сейчас расскажу подробные шаги, как обезопасить себя во «ВКонтакте» от сроков за репост. Шаг номер один ― удалите себя из «ВКонтакте». Просто на самом деле, если вы принимаете решение остаться в данной социальной сети, вы должны осознавать, что несете риски по уголовному преследованию за ваше мыслеизлагание.

Правда, есть и плохие новости для тех, кто думает, что удаление страницы всё решит. По закону Яровой соцсеть еще минимум полгода будет хранить ваши данные. «Удаляться надо было еще вчера, потому что информация, скорее всего, хранится на серверах компании», ― полагает Дамир Гайнутдинов, юрист правозащитной группы «Агора». ― «И она должна по закону храниться на серверах компании в течение полугода как минимум. То есть, условно говоря, если сегодня удалили, это не значит, что с этого момента вы защищены, вы в безопасности. На самом деле с этой точки зрения „ВКонтакте“ уже давно небезопасно пользоваться. Это не отменяет того, что, действительно, удаляться, конечно, надо, потому что никакого смысла в этом нет».

Мы попытались узнать у пресс-службы самой «ВКонтакте», связаны ли их громкие заявления с вот этой кампанией по самоудалению пользователей из соцсети. Но там нас заверили, что ничего плохого и подобного не заметили, а их аудитория стабильно растет.

 

Фото: Миша Надь / Дождь

Другие выпуски