«За нашими спинами происходит что-то не то»: как политика поссорила организаторов митинга против реновации

15/05/2017 - 23:42 (по МСК) Елизавета Сурначева

После митинга против реновации 14 мая в центре внимания оказалось не будущее пятиэтажек и их жителей, а инцидент с политиком Алексеем Навальным, который не смог выступить на митинге. Уже после акции выяснилось, что среди его организаторов не было единства. Одни были против участия политиков в митинге, другие, напротив, считали это правильным. Почему мероприятие не сплотило разные политические силы, а лишь рассорило их, объяснила Елизавета Сурначева.

Подлинная история митинга 14 мая — это настоящая Византия. Здесь у каждого оказалась своя правда и свои цели.

Семь женщин. Семь членов оргкомитета митинга — именно они в последние недели составляли список тех, кто будет говорить со сцены. И именно из за списка и случился внутренний идеологический раскол. Прямо до слез.

Екатерина Винокурова: Потому что! все было так хорошо, пока не появился Навальный. Все было же так здорово.

С самого начала часть членов оргкомитета — назовем их гражданские — убеждала, что на митинге не должно быть политиков. Вообще никаких. Другая часть — назовем их условно политики — говорила, что слово надо давать всем партиям. Забегая вперед, скажем, что в итоге аполитичным мероприятие было назвать откровенно сложно.

— Политическую ответственность несет лично мэр Собянин. Долой Собянина! Собянина в отставку!

Формально вроде бы победила концепция без политики: за два дня до митинга организаторы объявили, что мероприятие будет не партийным и не политическим. И тут-то и произошла самая таинственная история митинга. Рано утром 14 мая организаторы распространили список выступающих. Его отдали полиции и объяснили, что это те люди, которые могут пройти в зону организаторов. И вот в этом списке довольно неожиданно появился Дмитрий Гудков, бывший депутат Госдумы, недавно он объявил, что будет бороться на пост мэра Москвы в следующем году. То есть формально он политик. Хотя и обозначен как общественный деятель. Как же его фамилия попала в список?

Екатерина Винокурова — один из тех, кто выступал против политизации митинга. Она  утверждала, что кандидатура Гудкова была всеми согласована:  за выступление политика проголосовал оргкомитет.  Ее история выглядит так: против нее сплели целую интригу, и она пошла на такую уступку.

Екатерина Винокурова: К сожалению, в последний момент пошел конфликт, и мы поняли, что нас четверых фактически выпихивают из какого-то управления мероприятием. И мы поняли, что за нашей спиной происходит что-то не то. Но при этом, так как мы не являемся особо известными персонами, то нам нужно как-то срочно позвать какого-либо политического тяжеловеса. И тогда мы подумали, что компромиссной фигурой может являться Гудков.  

Но с точки зрения другой части оргкомитета все выглядит ровно наоборот. Елена Шувалова, депутат Мосгордумы от КПРФ, говорит, фамилия экс-депутата появилась тайно под покровом ночи, и включили ее как раз Винокурова и ее соратники.

Елена Шувалова, депутат Мосгордумы от КПРФ: Я не знаю, где еще они (Винокурова с Кособоковой) голосовали. Может, они после этого пошли в какой-нибудь бар и в каком состоянии до утра они за что голосовали, я не знаю. Но на встрече, на которой обсуждался ход митинга, ничего не голосовали (по участию Гудкова). Но, собственно, эта идея сама (пригласить на митинг Гудкова) исходила только от Кособоковой, я других не хочу даже упоминать.

Оказалось, что Гудков — это не компромисс, а прямо яблоко раздора. Раз есть Гудков, должны быть и другие политики. Так решила член оргкормитета Юлия Галямина, член партии 5 декабря. И уже утром до митинга позвонила сторонникам Навального и сказала буквально следующее: приходите, возможно, мы позовем вас выступить. На видео из-за кулис митинга хорошо видно, как Галямина предупреждает полицию, чтобы готовились пропускать кого-то еще. Кого она лично захочет.

Юлия Галямина: Если я со сцены объявляю, что этот человек может пройти тоже, то он должен пройти. Мы организаторы, все.

С полицией беседовал и другой член оргкомитета, бывший пресс-секретарь «Гражданской платформы» Татьяна Кособокова. Она настаивает: не пропускать никого, кого нет в первоначальном списке. «Будет сделано», — соглашается полиция.

Навальный пришел на митинг с семьей. И начал медленно продвигаться к сцене, куда его позвала Галямина. Но до сцены он так и не дошел. Полиция выпроводила его. А потом Навальный написал свой знаменитый пост, якобы ему не дали выступать по указке из Кремля, и сделала это чуть ли не лично Винокурова. Правда, версия  конфликта организаторов даже среди его сторонников все же пока более приоритетная.

Николай Ляскин, координатор московского штаба Алексея Навального: Это конфликт организаторов. Была Юлия Галямина, которая говорила, чтобы Алексей остался и выступал, и были какие-то другие организаторы, которые говорят, что Алексея быть не должно. Очевидно, что внутри организаторов этого митинга появилось очень серьезное недопонимание.

Вроде бы обычная история внутренних противоречий, но все равно оставляет множество вопросов. Почему одни организаторы до смерти не хотели появления Навального, но не были против политика Гудкова? Почему другие организаторы позвали Навального тайно, вопреки предыдущим договоренностям? Кто кого спровоцировал?

Интересно, что сразу после митинга все прокремлевские комментаторы стали как под копирку писать одно и то же: мол, Винокурова молодец и новый лидер оппозиции, а Навальный тут лишний.  Наши источники, близкие к Кремлю, говорят, что это какой-то спущенный властью темник для политологов. Правда, не уточняется, с какой именно целью темник писали.

Кстати, Дмитрий Гудков, из-за которого весь сыр-бор, на митинге так и не выступил. Из солидарности. 

Другие выпуски