Как Райкин и Звягинцев победили Хирурга и «Антимайдан»

Колонка Константина Эггерта о ветре перемен
27/10/2016 - 23:00 (по МСК) Константин Эггерт

В четверг, 27 октября, пресс‑секретарь президента Дмитрий Песков выступил сразу с двумя знаковыми заявлениями. Закрытие выставки Джока Стерджеса в Центре фотографии имени Люмьер при участии «офицеров России» он называл «хулиганской выходкой», а также заступился за Константина Райкина, критиковавшего Минкультуры и «погромщиков» современного искусства. О том, куда дует этот ветер перемен — в колонке Константина Эггерта.

Россия стоит на пороге перемен. Главный признак налицо: государство в лице Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента, вступило в разговор, причем вполне уважительный, с деятелями культуры в лице Константина Райкина и Андрея Звягинцева. Такое в СССР с его начала, а затем и в России ― всегда предвестник общественных изменений.

Хрущевская оттепель начиналась отходом от канонов соцреализма в искусстве, горбачевская перестройка ― дебатами о том, можно ли и нужно ли в литературе и прессе смелее критиковать недостатки социализма. Короткий период «оттепели №2» во время президентства Дмитрия Медведева открылся откровенной беседой Юрия Шевчука ― Юры-музыканта ― с Владимиром Путиным и резким выступлением журналиста Леонида Парфенова на вручении премии имени Листьева с протестом против цензуры.

Дискуссия Пескова с Райкиным и Звягинцевым оказалась очень примечательной. Песков фактически публично унизил одного из самых верных сторонников нынешнего президента, Александра Залдостанова. Назвать байкера Хирурга «мотоциклистом», да еще и призвать извиниться ― это все равно что обозвать авианосец «Адмирал Кузнецов» судном и предложить капитану перевозить картофель. Заодно в двусмысленное положение поставлено министерство Владимира Мединского, ведь именно с этим ведомством полемизировал худрук «Сатирикона».

Теперь мы точно знаем: все разговоры о безразличии Кремля к общественному мнению и интеллигенции ― фикция.  Константин Райкин и Андрей Звягинцев для власти значат значительно больше Хирурга, движения «Антимайдан» и остальной массовки грантополучателей. Они, а значит и интеллигенция вообще, по-прежнему влиятельные люди.

Интересно, что всемирно известный постановщик «Левиафана», сам того не зная, ответил на привычное для власти утверждение «Кто платит, тот и заказывает музыку» знаменитым аргументом Маргарет Тэтчер: «Государственных денег не существует. Есть только деньги налогоплательщиков». А значит, налогоплательщики, то есть народ России, должны решать, что им нравится в искусстве, а что нет.

Едва ли Звягинцев предполагал, что поставит на повестку дня самый важный вопрос недалекого будущего, не об абстрактной демократии и правах человека, а о том, что важно всем, ― об ответственности властей перед гражданами, в том числе и финансовой. Тем более, что денег нет и держаться все труднее, в том числе и Кремлю. Крымская эйфория кончилась, Украина превратилась в источник бесконечных проблем, в Сирии Москва постепенно завязает так, как когда-то в Афганистане. Самое время начать разговор о культуре, чтобы неизбежно грядущий за ним большой разговор о политике не стал ни для власти, ни для общества неожиданностью.

 

Также по теме
    Другие выпуски