Морской бой. Репетиция. Что стоит за масштабными военными учениями России в Средиземном море

03/09/2018 - 21:26 (по МСК) Анастасия Михайлова

Всю эту неделю в Средиземном море — военные маневры российского флота и авиации. Учений такого масштаба, если верить Шойгу, не было со времен позднего Брежнева. Десятки военных кораблей и самолетов — Минобороны заявляет, учения плановые, «наши западные партнеры в курсе и не возражают». Но многие связывают их с ситуацией в Сирии — якобы Россия наращивает силы у сирийских границ, чтобы прикрыть готовящееся наступление асадовских войск на последний оплот террористов и вооруженной оппозиции в провинции Идлиб. С подробностями — Анастасия Михайлова.

Ливанский журналист-документалист Вадих Эль Хайек только что побывал в Сирии. По его оценке, со дня на день там снова может быть жарко. «Идлиб. Вот там всё то, что будет дальше. Там сконцентрирована вся эта оппозиция, в том числе и Свободная сирийская армия, и „ан-Нусра“, и ИГИЛ», ― рассказывает Вадих. / Верховный суд РФ признал «Джебхат ан-Нусра» и ИГИЛ террористическими организациями. Их деятельность на территории РФ запрещена. /

1 сентября в Средиземном море Россия начала беспрецедентные по масштабу военные учения. По официальным данным, в них задействованы 26 кораблей, 2 подводные лодки, 36 самолетов. Эксперты уверены: большие морские маневры ― это ширма. На самом деле Россия отрабатывает прикрытие правительственных сил на северо-западе Сирии, в провинции Идлиб.

Александр Гольц, военный эксперт: Вот здесь российские корабли фактически прикрывают будущую военную операцию Асада по установлению контроля над Идлибом.

Официальная реакция Вашингтона на российские учения сдержанная, но на всякий случай в Персидский залив пошел эсминец The Sullivans, а на базу в Катаре отправился стратегический бомбардировщик ВВС США с крылатыми ракетами «воздух-земля».

Вадих Эль Хайек, журналист-документалист: Любое учение ― это подготовка к чему-то. На самом деле то, что происходит в Средиземном море сейчас, ― это настоящая подготовка. И это будет, как говорят, последняя битва, потому что Идлиб ― это последний крупный район, где находится оппозиция.

Сейчас расстановка сил в Сирии выглядит следующим образом: Дамаск и центральную часть контролируют правительственные войска, российские войска базируются на западе, в районе Хмеймим и в Тартусе. Бойцы ЧВК «Вагнера» ― в провинции Дейр-эз-Зор, там же курдские подразделения, которые поддерживают США.

На севере, в Идлибе, формируются остатки Свободной сирийской армии, которую поддерживает Турция, и там же находятся последние крупные отряды ИГИЛ. Именно сюда, в Идлиб, возили террористов из других районов. «Почти все, кто сейчас находится в Идлибе, где-то раньше были в других районах», ― говорит Эль Хайек. ― «И все эти военные понимают, что в Идлибе выхода нет, то есть либо придется просто так умереть, либо воевать до конца».

Другие выпуски