«У вас три дня для бегства из России»: почему Белоруссия возвращает российских беженцев

06/09/2017 - 23:00 (по МСК) Петр Рузавин, Анна Монгайт

Уроженка чеченского села Аргун Луиза Дудуркаева пыталась выехать в Норвегию, но была задержана в аэропорту Минска. О дальнейшней судьбе девушки правозащитникам не известно. 22-летняя девушка бежала из республики в конце июня. Уехать ее вынудили угрозы после публикации ее фото в сообществе «Карфаген» в социальной сети «ВКонтакте». Создатели паблика выкладывают фотографии чеченок, которые, по их мнению, недостойно себя ведут. В этой истории разбирался Петр Рузавин.

22-летняя Луиза Дудуркаева с родителями дома — так рассказали в ингушском журнале «ДОШ», главный редактор которого встретился с ними. А еще местные журналисты просили передать просьбу – семью Дудуркаевых не беспокоить. Больше информации о ней на данный момент нет.

Что известно вообще об этой истории – Дудуркаева сбежала из Чечни в июне этого года. Затем паблик MASH, который принадлежит Араму Габрелянову, сообщил что она якобы завербована террористами запрещенного в России «Исламского государства». Сестра Дудуркаевой опровергала эту информацию, называя причиной эмиграции угрозы в соцсетях.

И вот 2 дня назад Дудураеву задержали в Минском аэропорту и выдали отцу. У сотрудников были бумаги о ее розыске как пропавшей без вести. «Новая газета» отмечает, что Дудуркаева получила статус беженца в Норвегии, а сопровождал ее юрист группы «Максимум», которая помогает ЛГБТ. Уже после прохождения паспортного и таможенного контроля Дудуркаева была задержана и час провела в комнате для допроса с неким мужчиной, представившимся как ее отец, после чего вышла в слезах и уехала вместе с ним.

За последние месяцы это далеко не первая история, когда белорусские силовики помогают переправить в Россию людей, которые явно на ее территории находиться не хотят. Вообще Белоруссия для россиян на протяжении последних 20 лет была чуть ли не последней возможностью сбежать из страны. Дело в том, что с 1995 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о дружбе, сотрудничестве и добрососедстве», предполагающий открытую границу между двумя странами. Можно было спокойно выехать в Минск, а оттуда улететь.

Самая громкая история лета тоже связана с Чечней, когда 8 июня белорусские правоохранительные органы проводили чуть ли не спецоперацию по передаче бойца ММА Мурада Амриева, задержанного в Гомельской области, куда он сбежал от чеченских силовиков из Брянска. В Чечне его обвиняли в использовании подложного документа. Сам он рассказывал, что ранее его в республике пытали. Правозащитники говорили, что именно эти заявления и послужили поводом для преследования. В итоге он оказался в Чечне, дал пресс-конференцию под надзором чеченских чиновников. Рассказал, что у него все хорошо, а что с ним было дальше — не известно.

Не только Чечня — в августе Белоруссия выдала России и активиста партии «Яблоко» Владимира Егорова, который обвиняется в призывах к экстремистской деятельности. По его собственным словам, речь идет о высказываниях во «ВКонтакте» против Путина. Егоров просил беженства в Киеве, там ему отказали, он отправился в Минск, и оттуда его переправили в СИЗО Тверской области.

При этом белорусское ужесточение касается не только россиян и их принудительного возвращения. За последний год явно поменялась и политика в отношении украинцев, которые по той или иной причине не устраивают Москву — большое количество журналистов, например, попросту не пускают на территорию Белоруссии.

Особняком стоит история с 19-летним Павлом Грибом. По словам его родственников, он познакомился с девушкой из Краснодарского края во «ВКонтакте». Они договорились встретиться 24 августа в Гомеле, куда он поехал из Украины. Гриб пересек границу, добрался до города, а там его задержали российские силовики и переправили в Россию.

С того момента уже более 2 недель неизвестно, где находится Павел Гриб. Отец Павла – украинский военный капеллан, он заявлял, что белорусские правоохранительные органы по запросу России разыскивали его сына по статье «Террористический акт». Но за что конкретно – неизвестно.

Фото: Виктор Толочко / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски