«Будешь жить плохо, но велико». Борис Акунин о ностальгии россиян по сильной руке и Советскому Союзу

17/01/2019 - 21:53 (по МСК) Когершын Сагиева

Новый опрос «Левада-центра» сообщает, что россияне переживают из-за нищеты и развала СССР, но гордятся великой Россией. Так 61% россиян стыдятся того, что живут «в вечной бедности и неустроенности», 45% испытывают чувство стыда и огорчения из-за разрушения СССР. Чувство гордости у россиян вызывает «великая роль» России в освоении космоса, возвращение Крыма, великая русская литература — все три показателя на сопоставимом уровне 40−50%. Опрошенные считают, что Россия является великой державой и должна сохранить за собой эту роль. Обсудили, что значат эти цифры с историком и писателем Борисом Акуниным.

Григорий Шалвович, следите ли вы за подобными статистическими опросами? Как вы думаете, если говорить об этом опросе, почему россияне до сих пор грустят о развале СССР, а чувство гордости за присоединение Крыма сравнивают с чувством гордости за русскую литературу? 

Конечно, я за этим слежу, меня очень это интересует. Это имеет непосредственное отношение к моим нынешним профессиональным занятиям, потому что я сейчас занимаюсь российской историей. Кстати говоря, в этом же опросе есть один ответ, который меня порадовал. Там спрашивают, что у вас в первую очередь связывается с мыслью о вашем народе, на первом месте стоит наше прошлое, наша история. Люди интересуются историей, это отлично. Я, конечно, предположил бы, что они скажут, первое — это русский язык или русская культура, но, оказывается, нет, оказывается, история. 

Что касается двух этих занятных цифр, то, что люди больше всего стыдятся своей бедности, того, что они плохо живут, а больше всего гордятся величием своей страны, я думаю, что тут есть прямая и непосредственная связь, второе связано с первым. Человеку вообще, всякому человеку, нормально и естественно за что-то себя уважать и чем-то гордиться. То есть совсем нормально было бы гордиться своими собственными достижениями, личными, тем, что ты сделал в своей жизни. 

Если этого не получается, если ты чувствуешь, что живешь ты, в общем, плохо и не так, то вместо этого находится какой-то суррогат, человек начинает гордиться чем-то другим. А государство всеми своими пропагандистскими средствами показывает и подсказывает ему — вот, смотри, тебе есть чем гордиться, ты частица чего-то большого, чего-то великого, и так сказать, поднимайся в своих собственных глазах вместе с этим. 

Это явление очень старое, российское государство разговаривало со своим народом веками об этом. У Чехова, например, в повести «Степь» есть замечательный эпизод, как сидит мужик Кирюха и орет на всю степь песню: «Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!». И дальше Антон Павлович с несвойственной ему грубостью пишет, что этот крик катится по степи как сама глупость на тяжелых колесах. Я думаю, что Чехов здесь неправ, это совсем не глупость, это гораздо более интересное и глубокое явление. 

Которое, кажется, оседлал телевизор. 

Также по теме
    Другие выпуски