Цифровая диктатура: почему теперь каждому китайцу ставят оценки, а двоечники не могут купить билет на поезд

22/07/2017 - 00:03 (по МСК) Анна Монгайт

На сайте фонда Карнеги вышел сенсационный материал, рассказывающий о цифровой диктатуре в Китае. Российский президент даже не читает соцсети, а в Китае уже каждый гражданин имеет индивидуальнй рейтинг, от которого зависит его судьба. Льготы отличникам, унижение и бесправие лузерам — поразительно, но эта еще недавно фантастическая картина мира была описана год назад в американском сериале «Черное зеркало».

О новом мире, где рейтинг решает все рассказывает автор материала, журналист Леонид Ковачич. 

«Рынок приложений открывает рынок безграничных возможностей для сбора данных», — рассказывает Леонид, объясняя, что на основе этих данных, которые стали доступны благодаря технологиям и постоянному использованию гаджетов и соцсетей, и составляются рейтинги жителей некоторых городов Китая. Пока эта система находится на экспериментальном этапе, но она уже работает.

Принцип работы устроен так, что данные о покупках, обрабатываются, и делается соотвественный вывод. Например, если человек часто заказывает подгузники — значит, это ответственный родитель, чей рейтинг растет. А вот, например, за штрафы за превышение скорости или контакт с людьми с низким рейтингом, собственный рейтинг этого человека понижается. По словам Леонида, люди с низким рейтингом не могут купить себе билет на поезд, в итоге им приходится путешестовать только на машине. 

Полная расшифровка:

Скажите, пожалуйста, откуда эти данные, достаточно открытая информация о существовании цифровой диктатуры в Китае?

Вы знаете, вообще данные о каждом гражданине Китая собираются из двух разных источников. Во-первых, это всевозможные государственные структуры, правоохранительные, муниципальные органы. С другой стороны, это восемь частных компаний, причем две из них ― это Alibaba и Tencent.

Не случайно именно эти две компании главным образом занимаются сбором личных данных, потому что Tencent ― владелец крупнейшего китайского мессенджера WeChat, которым пользуется 500 миллионов человек, а Alibaba ― крупнейшая площадка интернет-торговли, которой тоже пользуются почти 500 миллионов китайцев.

Поэтому очевидно, что клиентская база колоссальная и компании собирают данные. Какие они могут собрать данные? Да практически, в общем, любые.

Потребительского свойства, да?

В первую очередь, да. Понимаете, рынок мобильных приложений открывает практически безграничные возможности. Известно, что ты покупаешь, где покупаешь. По геолокации можно отследить, где бываешь, в какое время, с кем общаешься, какой твой примерный доход. Даже что ты пишешь в соцсетях, с кем ты общаешься.

И вот все эти данные анализируются с помощью технологии Big Data (большие данные), и на основании их выстраивается рейтинг. Каким образом осуществляется алгоритм подсчетов рейтинга, до конца неизвестно ― компании держат это в секрете. Но известно, например, что на рейтинг влияет, реальное ли имя указал при регистрации, с кем общаешься. Если у тебя в друзьях в соцсетях, например, люди с низким рейтингом, то твой рейтинг тоже падает.

И есть также версия, что для поддержания высокого рейтинга нужно как можно чаще совершать покупки через платформу Alibaba, тогда, соответственно, рейтинг будет возрастать. Но тут тоже возможны варианты. Например, технический директор подразделения компании Alibaba Sesame Credit, которая как раз, кстати сказать, занимается подсчетами рейтингов, сказал, что если человек, например, покупает постоянно видеоигры, то, соответственно, он считается неблагонадежным и его рейтинг падает, а если человек всё время покупает подгузники, то он, вероятнее всего, ответственный родитель и его рейтинг возрастает.

Как китайские власти, собственно, пришли к этой технологии оценки своих граждан и что они с этой технологией делают?

Дело в том, что перед китайскими властями встала достаточно непростая задача. Известный китайский политолог Дэн Юйвэнь, например, несколько лет назад писал о современной ситуации в Китае так, что общество, в котором этические границы постоянно размываются, происходит распад личности, нет даже элементарных сдержек, что добродетели, что бесчестия, ― такое общество деградирует до уровня борьбы за существование, до животного уровня.

Власти Китая, очевидно, понимают всю серьезность этой проблемы, что если не упорядочить как-то общество…

То есть рейтинг вместо нравственных норм?

Получается, что да. Таким образом с помощью этих рейтингов они пытаются, с одной стороны, восстановить нравственные нормы, с другой стороны, создать такое саморегулирующееся общество, которое будет знать, что есть всевидящее око, которое постоянно за тобой наблюдает, что бы ты ни сделал. Это око даже не закон, не правоохранительные органы, оно всегда тебя видит и любые твои грешки, даже мелкие, обязательно тебе припомнит.

Это же ведь замечательная идея, общим местом любой религии это было много тысяч лет назад, но раньше это было лишь вопросом веры, а сейчас это, похоже, становится реальностью. Такая вот диктатура в XXI веке.

Китайцы сами знают о существовании этих рейтингов? Следят ли они за собственными рейтингами и как меняется их жизнь при наличии высокого или низкого рейтинга?

Да, китайцы знают, что эти рейтинги существуют. И надо сказать, что они достаточно позитивно в массе своей, как ни странно, воспринимают эту ситуацию. Но ведь люди с высоким рейтингом пользуются различными льготами.

Например?

Ну, например, они могут без очереди покупать билеты на высокоскоростные поезда, авиабилеты. Есть даже какие-то послабления, что могут вне очереди получить визу. Кредиты им выдают на гораздо более благоприятных условиях. Даже вот в повседневной жизни, например, в Китае очень распространены всякие системы шеринга. У нас только каршеринг и байкшеринг, а там в краткосрочную аренду можно взять и велосипед, а баскетбольный мяч, и зарядку для телефона, и зонтик. Практически всё, что угодно.

Так вот, у кого высокий рейтинг, они могут брать это всё дело без залога, даже есть какие-то скидки, например, велосипедом первые полтора часа можно пользоваться бесплатно, а тем, у кого рейтинг низкий, могут просто даже и не дать в аренду велосипед или баскетбольный мяч или запросить такой залог, что просто невозможно. Не говоря уже о том, что не дадут кредиты, не будут продавать авиабилеты, билеты на поезда.

Ведь вот эта система рейтингов, понимаете, привязана к внутреннему паспорту.

То есть они вообще могут не продать билет на внутренний поезд? То есть это система репрессивная абсолютно.

Да-да, в том-то и дело. Даже есть конкретные примеры уже сейчас. Не на весь Китай распространилась эта система, она полностью заработает к 2020 году, пока только в 30 пилотных городах её тестируют. Так вот там уже сейчас люди, у которых низкий рейтинг, не могут купить билет на поезд. Они вынуждены, например, перемещаться на машине только потому, что они современным скоростным транспортом просто не имеют возможности пользоваться, потому что надо показать паспорт при покупке билета, как вы понимаете. Соответственно, этот паспорт уже внесен в черный список и билет человеку не продадут просто.

Фантастика! То есть оказывается, что Большой брат уже действительно следит за миром, это действительно цифровая диктатура прямого действия. Это, конечно, ведет к цифровому дауншифтингу, то есть становится понятно, зачем людям отказываться от социальных сетей, от пользования компьютерами и телефонами, потому что таким образом они отказываются от контроля, собственно, отказываются от этой системы, которая, на мой взгляд, абсолютно порочна в корне. Интересно, будет ли это всё развиваться.

Фото: Aly Song / Reuters

Другие выпуски