Третий из Солсбери: кто такой Денис Сергеев, которого Британия обвинила в причастности к отравлению Скрипалей

21/09/2021 - 22:46 (по МСК) Тихон Дзядко

Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон заявил, что Россия должна передать обвиняемых в отравлении Скрипалей. Британская полиция обвинила третьего россиянина в покушении на бывшего сотрудника российской разведки Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, это Денис Сергеев.

Имя третьего подозреваемого Дениса Сергеева и его псевдоним — Сергей Федотов — появились в СМИ еще в 2019 году. Тогда о нем рассказали расследователи The Insider* и Bellingcat. По их данным, это высокопоставленный офицер ГРУ. Полиция также опубликовала несколько снимков Сергеева в Великобритании. 

До этого момента было известно только о двух подозреваемых в отравлении Скрипалей — россиянах Александре Петрове и Руслане Боширове. Это тоже псевдонимы, сообщали СМИ и британская полиция. А их настоящие имена — Александр Мишкин и Анатолий Чепига. Власти Великобритании считают, что ими руководил именно Сергеев. Он не приезжал в Солсбери, а во время отравления был в Лондоне.

Скрипалей нашли в бессознательном состоянии в марте 2018 года в Солсбери. Позднее выяснилось, что их отравили нервно-паралитическим веществом «Новичок». Власти России неоднократно отрицали причастность к этому.

«Петров и Боширов были реальными исполнителями, которые подвергали себя опасности, потому что работать с Новичком — это же всегда опасно. А Сергеев — это человек на уровень выше, он генерал-майор, они сами полковники. А он с большими наградами, с медалями, которые получил еще в конце 90-х годов, когда он участвовал в Первой чеченской войне», — рассказал журналист Bellingcat Христо Грозев.

 

Христо, я приветствую вас. Знаю, что у вас не так много времени. Расскажите же нам, что это за Денис Сергеев и насколько велика его роль, по вашей информации, в попытке убийства Сергея Скрипаля и его дочери, поскольку в массовом сознании главные действующие лица этой истории это Петров и Боширов.

Петров и Боширов были реальными исполнителями, которые там ходили, сами подвергали себя опасности, потому что работать с «Новичком» это же всегда опасно. А Сергеев — это человек на уровень выше, он генерал-майор, они сами полковники, он с большими наградами, с медалями, которые он еще получил в конце девяностых годов, когда он участвовал в первой Чеченской войне.

Все это мы писали еще два года назад, в нашем большом расследовании, в серии расследований, потому что оно было так поступенчато, мы вскрывали все больше и больше фактов. Сначала смогли просто увидеть его роль, этого человека, который себя называл Сергеем Федотовым. Мы видели, что он приехал вместе с этими двумя, с Петровым и Бошировым, тире Чепигой и Мишкиным, в тот же день, хотя другим рейсом. Это, кстати, такой template, Modus operandi ГРУ, они пытаются разными рейсами прилетать, чтобы заметать следы.

Он все время практически проводил в отеле, только в один момент он вышел на прогулку и встретился с двумя там, с Петровым и Бошировым, это было на Оксфорд-стрит. А все остальное время, мы по биллингу смогли тогда вычислить, что он общался с кем-то в Москве и получал, видимо, от него инструкции, передавал их защищенными мессенджерами именно этим двум своим коллегам, которые работали на уровень ниже.

Потом, когда мы уже обнаружили его настоящую личность, это было отдельным вообще очень большим расследованием, потому что он хорошо себя законспирировал, мы смогли дальше проследить его работу в других проектах по Европе. Мы обнаружили, что он еще три года до этого участвовал в другом отравлении, это было болгарского бизнесмена, Емельяна Гебрева, который тоже был отравлен органофосфатом, который тогда никто не смог назвать и определить точно.

Но сейчас, имея в виду всю информацию, которая накопилась, скорее всего, это был «Новичок», но тогда лаборатории вообще не ожидали и не знали, что надо искать «Новичок». Так что человек с большим опытом, который с самого начала существования этого отдела ГРУ работает в качестве координатора или руководителя таких групп, как Петров и Боширов, иногда сам наносит яд, как это было в Болгарии, а иногда просто курирует тех, которые это делают.

А вот эта болгарская история, она связана каким-то образом, если я правильно понимаю, связана со взрывами в Чехии в дальнейшем, да?

Да, связана, потому что часть из амуниции, которые хранились на этих складах в Чехии, принадлежали болгарскому бизнесмену, которого они пытались отравить, то есть в конце 2014 года были эти взрывы в Чехии, а в начале 2015 года были две попытки отравить «Новичком» или чем-то очень похожим этого болгарского бизнесмена.

Мы пытались обнаружить мотивы, почему именно его пытались отравить, единственное, что все-таки мы смогли найти, это то, что он продавал, в ключевые моменты войны в Украине он продавал Украине амуниции, которые были очень необходимы для украинской армии.

Скажите, пытались ли вы и удавалось ли вам обнаружить, что произошло и чем занимались или занимаются сейчас господа Петров, Боширов и Сергеев? Или они исчезли?

Мы обнаружили не только их, вот этих троих, мы обнаружили вообще группу из пятнадцати человек, даже больше, которые работают в этом засекреченном отделе. То, что могу сказать, что многие из них потом пошли, так сказать, на пенсию, и были назначены на очень высоких государственных должностях, типа государственными инспекторами они стали работать. А конкретно вот…

Государственный инспектор это в каких структурах?

Представители президента вашего в разных точках России. Но это были те, которые не засвеченные лицом, а Петрова и Боширова, конечно, не назначить государственным инспектором в далеком…

В Поволжье где-нибудь.

Поэтому они реально пошли на пенсию и даже не ходят на работу в офис ГРУ, как многие из других продолжают. Так что вот так.

Я вас понял.

*По решению Минюста России The Insider включен в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента

Другие выпуски