«Только славяне, но не Украина»: национальные особенности аренды жилья в Москве

23/06/2017 - 00:04 (по МСК) Ольга Гладышева

Только для славян — объявления об аренде с такой формулировкой до сих пор можно встретить при поиске квартиры в Москве. Казалось бы, времена беспорядков на Манежной и в Бирюлево давно прошли, но слово «славяне» до сих пор встречается чаще, чем «телевизор». По крайней мере, к такому выводу пришел аспирант Парижской школы Экономики Владимир Аветян, который проанализировал все объявления базы недвижимости ЦИАН. Результаты он опубликовал в блоге о журналистике данных Robustory, который будет пополняться новыми проектами аспирантов Парижской школы. О том, что обнаружилось во время этого исследования — Ольга Гладышева.

Журналист радиостанции «Эхо Москвы» Ирина Баб​лоян уже больше месяца ищет себе квартиру – 90% объявлений, по ее собственным словам, написаны «только для славян». Сама Ирина родилась в Тбилиси, но еще 20 лет назад переехала в Москву вместе с родителями. Раньше она никогда не придавала значения этой пресловутой формулировке, но внезапно сама столкнулась с подобным собственником. Об этом случае Ирина рассказала своему главному редактору, Алексею Венедиктову. Он посоветовал ей описать ситуацию в блоге на сайте «Эха».

«90% сообщений под моим постом были: "чемодан, вокзал, Ереван"», — посетовала Баблоян.

Это один из основных страхов всех собственников. Помимо расхожих предрассудков о нечистоплотности и небезопасности так называемых неславян, у арендодателей есть другой страх – резиновая квартира. Однако сказать, что таких объявлений большинство — нельзя. Владимир Аветян, аспирант Парижской школы экономики, проанализировал больше 35 тысяч объявлений в базе недвижимости ЦИАН и обнаружил, что дискриминация по национальному признаку встречается в 16% из них.  

Оказалось, что «самые дружелюбные» к мигрантам районы – в центре Москвы, а враждебнее всего настроена окраина, где, в основном, и сосредоточены мигранты.  Частично присутствие формулировки «только для славян» объясняется и ценой. Статистически, чаще она встречается в объявлениях с квартирами до 50 тысяч.

Люди, которых сюда привела война – волна беженцев – стала для московских арендодателей неприятным сюрпризом. Несмотря на массовую поддержку государственной риторики, пункт «не украинец» появляется все чаще. Еще больший всплеск негатива вызывают только народные восстания.

Ирина Баблоян, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: Договорилась по телефону с человеком, ― это был агент, ― приехала в квартиру на проспекте Мира. Хозяйка на меня посмотрела, сказала мне: «Здравствуйте». И потом она шепнула на ухо своему агенту… Но это, знаете как, шепнула на ухо ― мягко сказано, потому что если люди бы стояли за дверью, они бы это тоже услышали. Она сказала: «Я же в объявлении написала: „Только славянам“».

Я довольно спокойно отреагировала на это, я её поблагодарила, сказала: «Спасибо вам большое, извините, что я потратила ваше время», развернулась и ушла. Но, откровенно говоря, такую глубокую обиду я не испытывала очень давно.

Ирина Баблоян, журналист радиостанции «Эхо Москвы»: 90% сообщений под моим постом были приблизительно такие: «Чемодан, вокзал, Ереван. Всё, уезжайте», «Что вам не нравится? Вы еще жалуетесь, вы клевещете на нас. Вас почему-то должны селить в квартиру! Вот сколько славян ходит по городу бездомных, а мы почему-то вас должны селить!».

Я не знаю, может быть, глядя на меня, можно подумать, что я и 50 моих армянских родственников вселятся в эту квартиру, наверно. Но я четко рассказывала риэлтору по телефону, что собираюсь жить одна. Без животных, без детей, без бойфренда ― одна.

Юлия Лурье, риэлтор: Это связано с тем, что у них крайне незащищенное положение, и они от этого могут проявлять себя и агрессивно, и могут что-то украсть, и могут сбежать, не заплатив. Опять же почему не хочется сдавать двум, а получать 13 человек? Потому что 13 человек льют другую воду, а у всех сейчас счетчики на воду. И так далее, и тому подобное.

Владимир Аветян, аспирант Парижской школы экономики: Мы написали программу, которая собрала эти данные с сайта, которая прошла по всем категориям, собрала их в базу данных. А дальше задача заключалась в том, чтобы пометить те объявления, в которых, мы считаем, есть какие-то упоминания на тему национальности, этноса или чего бы то ни было.

Владимир Аветян, аспирант Парижской школы экономики: Из того, что сейчас я помню, из самого очевидного там различные формы, различные

Фото:РИА Новости/Максим Богодвид

 

Также по теме
    Другие выпуски