«Только Аллах и Рамзан Кадыров»: кто поможет вернуть из ИГ 48 российских детей?

03/08/2017 - 23:53 (по МСК) Анна Монгайт

Сотни семей на Северном Кавказе, чьи дети и внуки оказались со своими родителями на территории Ирака и Сирии, которые контролировала запрещенная в России террористическая группировка Исламское Государство, надеятся только на Аллаха и Рамзана Кадырова. После освобождения одного из оплотов ИГ — иракского Мосула, были однаружены 48 российских детей, чьи родители увезли их из страны. Как и кто возвращает детей на родину — в репортаже Василия Полонского.

Чеченского мальчика Билала нашли иракские военные в отбитом у Исламского Государства Мосуле. Отец ребенка, Хасан Тагиров, в 2015 году забрал сына и уехал в ИГ, а 2 августа 2017 года ночью его вернули в Грозный. Причина такого быстрого возращения Билала из Ирака — «фактор Кадырова». Глава Чечни известен свои возможностями: он вытаскивал российских моряков из ливийского плена, возвращал журналистов LIFE NEWS, которые были пойманы украинскими военными и даже вернул девочку родному отцу из депортационного лагеря в Турции.

«Чтобы вернуть Билала, нам пришлось встретиться с высшим руководством Ирака»,  — рассказал Зиял Сабсаби, сенатор от Чеченской Республики, который ездил за Билалом в Мосул.  Как пишет Russia Today, сейчас в Ираке находится еще 48 детей, которые не могу выехать, потому что на них нет документов. Сенатор со слезами на глазах рассказывал об условиях, в которых содержали детей.

«К сожалению, он содержался в самых худших условиях. В таких условиях держат людей – невозможно описать. Невыносимо», — произнес он. Что ждет остальных детей, неизвестно. В переправке Билала активно помогали иорданские власти. Депутат парламента Иордании, чеченец по национальности, Тамер Бено является тем самым человеком, который помогает вернуть детей в Россию. «Мы достигли договоренности с Красным Полумесяцем (исламское подразделение Международного Красного Креста). От нас им нужны фотографии детей, информация о них и контакты их родственников. Многие дети уже вывезены в Багдад, среди них и ищем наших маленьких соотечественников», — рассказал он.

Омбудсмен по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что готова помочь в реабилитации детей, которых вернут. «Со своей стороны аппарат Уполномоченного готов взять на себя работу по юридическому сопровождению несовершеннолетних, взаимодействию с органами власти регионов, откуда были вывезены дети, и совместно с региональными уполномоченными по правам ребенка определить специальные реабилитационные центры, где дети смогут получить квалифицированную медицинскую и психологическую помощь до их передачи в семьи родственников или опекунов», — заявила она.

На Северном Кавказе множество семей пытались вернуть своих детей из ИГИЛ и Сирии. Но, в большинстве случаев, им никто не помогает. Так, Асхаб попал в Исламское Государство, когда ему было 10 месяцев. Его мать, Залина Саламова, уехала с грудным ребенком за мужем, чтобы вернуть его из ИГИЛ, оставив в Грозном своих родителей. Мать Залины, Фатима, даже поехала за ней в Сирию, но вернуть дочь не смогла.

«Она исчезла. Я не смогла ее оттуда вытащить. Она хотела уехать со мной домой из Сирии, но у нее не получилось. Не дали ей, короче, ну вы поняли меня, да?», — рассказала мать Залины. В Исламском государстве Залина родила еще двоих детей. Уже пять месяцев Фатима не общалась со своей дочерью и внуками.

«Она просила, чтобы ее забрали. Пока муж живой – в общем, он не отпустил ее. Их фото ходят по всему миру. Надеемся на Аллаха, а потом на своего президента. Мы думаем, что он поможет нам», — сказала Фатима Саламова.

Судьба семьи Фатимы и остальных чеченских детей остается в руках Рамзана Кадырова. Но даже если их найдут и привезут, то неизвестно, что их ждет в российском правовом поле.

Другие выпуски