«Телегу закроют, май френдз, обязательно». Вспоминаем как Симоньян, Бастрыкин и другие предрекали конец Telegram

18/06/2020 - 21:25 (по МСК) Богдан Бакалейко

Россия официально перестает блокировать Telegram. 1 июля 2017 года в России вступил в силу закон Яровой, обязывающий операторов телекоммуникационных услуг хранить записи телефонных сообщений, интернет-трафик их клиентов на протяжении полугода и ключи для расшифровки переписки пользователей, а также предоставлять их ФСБ России по запросу. Руководство Telegram сочло это требование неисполнимым, ключи хранятся на устройствах пользователей. Павел Дуров, основатель Telegram, назвал требования ФСБ противоречащими Конституции. Бывший глава Роскомнадзора Александр Жаров начал войну против Telegram и проиграл? История приключений мессенджера в воспоминаниях Богдана Бакалейко 

Два года и два месяца назад Роскомнадзор начал блокировать Telegram в России. Тогда глава ведомства Александр Жаров требовал от создателя мессенджера ключи шифрования. Они нужны спецслужбам, чтобы читать переписки пользователей. Дуров сказал, что никаких ключей у него нет. А шифрование происходит на смартфонах пользователей.

История с ключами превратилась в своеобразный мем. Прямо перед блокировкой на канале юриста Павла Чикова, а именно он представлял интересы Дурова в суде, появилась вот фотография документа под подписью создателя Telegram вместе со связкой вполне себе аналоговых, железных ключей. Чье это было авторство — до сих пор неизвестно, но фото только разозлило Роскомнадзор. 

И уже через неделю началось: 16 апреля ведомство заблокировало два миллиона IP-адресов, которые каким-то образом относились к Telegram. Проблема была в том, что адреса использовал не только Telegram, но и многие другие компании. Пощады не было никому: ни российской сети «Одноклассники», ни западному Facebook. Часть сайтов глючили, другие попросту не работали. Но при это мишень российских властей, Telegram, продолжал работать. Получился глобальный, блэкаут, устроенный Роскомнадзором, но Жаров в этом своей вины не видел. 

Александр Жаров, экс-глава Роскомнадзора: Есть такое модное слово «хайп». В публичном поле звучат апокалиптические цифры, что миллионы IP-адресов и миллионы добропорядочных сервисов попали под блокировку. Но, во-первых, я хочу сказать, что, если на первом этапе, когда мы вносили подсети на блокировку, в Едином реестре запрещенной информации содержалось почти 20 миллионов IP-адресов в этих подсетях, в настоящее время их количество сократилось в половину, сейчас порядка 11 миллионов IP-адресов. 

Пока Роскомнадзор сотрясал интернет, «Россия-1» в своих сюжетах предлагала перейти на отечественные мессенджеры ТамТам и ICQ.

Герман Клименко, советник президента по вопросам развития интернета, в эфире программы «Россия-1»: Мессенджеров бесконечное количество: есть WhatsApp, есть Viber — это из импортных, из наших есть ICQ, ТамТам. 

ICQ, как бы не старались владельцы Mail Gpoup, у пользователей не прижилась, а в ТамТаме пытались даже делать копии каналов Telegram, но все-таки не вышло. Зато в поддержку Telegram в Москве прошел митинг, а по всей стране — флешмоб, в котором люди из своих квартир на улицу запускали бумажные самолетики.

Наверху к блокировкам Telegram относились по-разному. Два года назад Маргарита Симоньян была уверена в том, что Россия говорит Telegram «прощай».

18 июня с не меньшей уверенностью она написала по поводу разблокировки. Что и требовалось доказать.

Непонятно почему, но пользователей, которые ей присылают твит двухлетней давности, она банит. 

А глава СКР Александр Бастрыкин требовал блокировки. Правда, кажется, перепутал сервисы, поэтому угрожал не Telegram, а Instagram.

Александр Бастрыкин, Глава СКР, в материале РБК: В Турции вместо Yandex, Google​​​ есть своя информационная система работы для детей. А мы даже Instagram закрыть не можем. А между прочим, Instagram надо закрывать, потому что теракт в Ленинграде в прошлом году был совершен при помощи Instagram.

Ленинградский инстаграм вызвал очередную волну мемов в соцсетях, а СКР позже на сайте опубликовал исправленную речь Бастрыкина, где слово Instagram все же заменили на Telegram.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков все это время как будто жил в ином цифровом мире. Он всегда открыто говорил, что использует Telegram и он у него работает без проблем, а значит, блокировки Роскомнадзора не помогают. Ну а в 2019 году Дмитрий Сергеевич и вовсе заявил, что мессенджер в России не запрещен. 

Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента, в материале РБК: «Первое, Telegram в России не запрещен», — отметил Песков. Он сказал, что и сам пользуется мессенджером, а в России, кроме того, существует «сеть, которая строится на [базе] 150+ российских университетов». Для управления ею используются Telegram-каналы.

После года бесполезных блокировок Александр Жаров заявил о создании какой-то сверхмощной системы, которая все же одолеет Telegram. Тогдашний глава Роскомнадзора описал этот процесс как борьбу снаряда и брони, в которой пиратский корабль Telegram Роскомнадзор подорвет по-серьезному. Однако не вышло: в марте борьба Жарова закончилась, он покинул свой пост. А новый глава Роскомнадзора, кажется, решил не вести дальше войну, в которой нельзя победить. А за эти два года и два месяца аудитория мессенджера в России выросла более чем в три раза: с 10 до 30 млн человек.

Фото: «Ведомости»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски