ТЭФИ на вас: почему премию перенесли на осень?

23/06/2017 - 00:09 (по МСК) Антон Желнов, Татьяна Арно

Телевизионную премию ТЭФИ в этом году будут вручать не в конце июня, как это проходило все последние годы, а в октябре. О том, что что‑то пошло не так, стало известно еще в воскресенье, когда на сайте академии так и не появились списки финалистов этого года. По данным «Коммесарта», причина такого решения — корпоративное голосование с явным перекосом в сторону контента телеканала ТВЦ и холдинга ВГТРК. О причинах переноса ТЭФИ рассказала телекритик Сузанна Альперина.

Альперина рассказала, что споры вокруг метода голосования на ТЭФИ ведутся уже не первый год, так как часто получался «перекос» в сторону какого-то определенного канала. В прошлом году было «странное голосование», например, в определенных номинациях оказывались «несопоставимые» программы.

Организаторы премии никак не могут найти оптимальный вариант голосования и в этом году «случилась точка кипения» и в «кулуарах Останкино» приняли решение о переносе ТЭФИ на осень.

Тем не менее, Альперина не верит официальной версии причины переноса, но ее «эмпирические ощущения» подсказывают, что правду мы никогда не узнаем.   

Полная расшифровка:

Арно: Поясните, пожалуйста, для зрителей, что такое корпоративное голосование, и почему, как утверждает газета «Коммерсантъ», в этом году мог возникнуть такой аномальный несправедливый перекос в сторону всего лишь нескольких каналов?

Во-первых, об этом первой написала «Российская газета» наша, и я услышала сейчас, вы рассказывали хронику, там, во-первых, на сайте премии, как сообщают наши источники, в субботу все-таки появились какие-то списки, потом их убрали. И когда отменили пресс-конференцию, то далее пришло сообщение о том, что отменяют эфир на канале «Россия 1», трансляцию ТЭФИ. И никто не мог понять, в чем дело. В среду, наконец-то, вся ситуация прояснилась.

По поводу голосования. С тех пор, как существует ТЭФИ, в последние годы, а, может быть, даже и раньше, но раньше, кстати, такого не было, я не припомню, всегда были недовольные системой голосования. То есть «а вы, друзья, как ни садитесь». Все время много списывали на систему голосования, поэтому ее меняли из года в год. И каждый раз происходили сбои, но вроде бы уже ТЭФИ перешла в Индустриальный комитет, и вроде бы все с этой системой хорошо. Но, как вы правильно рассказали, там действительно изменился состав членов жюри, и они не разобрались.

В комментарии «Российской газете» генеральный директор премии Майя Кобахидзе сказала, что они нажимали, и так система выдавала по результату, что один победитель, а за двух других они не успевали проголосовать. А должны были проголосовать за трех победителей, в таком случае голосование более объективно. Система выдавала лишь одного победителя, и результаты оказались необъективными. Так представляют телеакадемики, так представляют Индустриальный комитет.

Желнов: А вы верите в эту версию? Она кажется, правда, наивной, официальная версия.

Уже слушалось много всего, и действительно про перекос, и действительно про другие какие-то вещи. Меня, например, смущает, мы в течение ТЭФИ отслеживаем определенное время, то есть премия присуждается каналам за определенный период, который обозначается каждый раз, указан в регламенте. Если премия будет вручаться осенью, а за это время еще что-то появится в эфире — вот как быть с этим? То есть премия как итог.

Верю ли я в эту версию? Я не очень верю в эту версию, но правду мы не узнаем, это я вам могу сказать только на уровне своих эмпирических ощущений.

Арно: Ну а что говорят? Понятно, что вчера в Останкино все только об этом и говорили. Наверняка вы знаете.

Желнов: Каково ваше эмпирическое ощущение?

Мои эмпирические ощущения — я вам уже их сказала. Почему всегда не устраивали результаты голосования на самом деле? Потому что, так или иначе, получался перекос в сторону какого-то канала. Помните, были случаи, вы, Татьяна, должны это помнить хорошо, кода выходили из премии определенные каналы-вещатели. И, в конце концов, по правилам премии теперь не каналы-вещатели, а студии-производители подают материалы на оценку.

Почему это происходило? Потому что получалось так, что премию получал только «Первый канал», ВГТРК был в обиде.

Арно: Было такое.

Помните? Это всегда было, особенно в последние годы. Обходили НТВ. Каналы обижались, выходили из премии. То есть, я так понимаю, что, видимо, случился опять какой-то перекос.

Арно: Кто-то другой обиделся?

Может быть. Может быть, не отметили какую-то программу. И даже если мы с вами посмотрим на прошлый год, в прошлом году были немножко странные результаты голосования. Так, например, в дневном эфире оказывались какие-то программы из вечернего прайма, а в вечернем прайме — из дневного эфира. Либо же какие-то совершенно несопоставимые программы оказывались в одной номинации, которые просто нельзя друг с другом сравнивать. Что это означало? Тоже сбой голосования? Или неправильную подготовку для голосования?

Понимаете, дело в том, что сколько существует ТЭФИ, никак не могут найти оптимальный вариант для голосования. Споры ведь ведутся не первый год. Просто в этом году случилась критическая точка кипения. Каждый год начинаются разговоры о том, что система голосования несовершенна. Я не помню ни одного года, по крайней мере, когда я освещаю ТЭФИ, чтобы эти разговоры не проводились. Думаю, что в кулуарах Останкино опять стали говорить по поводу этой темы, и, конечно же, решили, «Коммерсантъ» написал, что перекос в сторону ТВ-Центра. Может быть и так, мы же не знаем правду. Для этого нужны источники среди академиков.

Арно: Узнаем ли мы правду?

Я думаю, что нет. Но в любом случае следует как-то более внимательно относиться и к тем, кто предоставляется на номинацию, и к самим тройкам номинантов, потому что они порой просто несопоставимы.

На превью: facebook.com/tefifond

Другие выпуски