«Буду летать на Superjet, если Путин полетит». Почему пассажиры боятся летать на SSJ-100

08/05/2019 - 21:17 (по МСК) Богдан Бакалейко

Более 170 тысяч подписей собрала петиция о запрете полетов Sukhoi Superjet 100 на сайте Change.org. Задержаны или отменены «Аэрофлотом» уже 11 рейсов этого лайнера, в их числе рейсы Ростов — Москва и Москва — Пермь. Пассажиров самолета, вылетавшего в Ригу, пересадили на другой борт из-за запаха гари. Все это — после трагедии в Шереметьево, где при аварийной посадке самолета в результате пожара погиб 41 человек. Вспомнили, что более половины инцидентов, которые происходили с самолетами авиакомпании «Аэрофлот» в феврале прошлого года, были связаны именно с авиалайнерами Superjet. Богдан Бакалейко — о ходе расследования и репутационных потерях самого амбициозного авиапроекта России.

Сказать, что началась массовая паника вокруг «Суперджетов» сложно. Но складывается впечатление, что и пассажиры и сам «Аэрофлот» лишний раз перестраховываются. Например, сегодня пассажирам рейса в Ульяновск в последний момент пилот сообщил о сбое в тормозных створках. В «Аэрофлоте» решили заменить борт. Подобный случай произошел и 7 мая с рейсом Москва — Казань. Об этом нам сообщил подписчик Дождя:

В 16:00 рейс 1192 «Аэрофлота». Должны были вылететь в Казань из Шереметьева. Отъехали до ВПП. Проверка систем. Что-то не в порядке. Возврат к терминалу. Вызов технарей. Спустя 1,5 часа говорят замена борта. Всего было 30 человек. Кто-то снимается лететь вообще, кто-то просит замену направлений. Итого нас остается примерно 20. Нас объединяют с рейсом на 22:15 в Казань «Аэрофлотом», но Airbus А320. Летим, все ок. Возможно, пилоты больше перестраховываются.

В «Аэрофлоте» отказываются от каких-либо комментариев. Но не отказываются от «Суперджетов», пока что.

Журналисты телеканала RTVi тоже должны были сегодня улететь «Суперджетом» из Москвы в Минск. Их рейс задержали на четыре часа. Екатерина Котрикадзе, глава информационной службы телеканала RTVI, рассказала Дождю, что на стойке регистрации им сказали: «Слава богу, вы же знаете, что это был за самолет».

О задержках рейсов «Аэрофлот» заранее не предупреждает, опоздания на транзитные рейсы не компенсирует. Да и вообще, сейчас «Аэрофлот» многие критикуют. Например, корреспондент Дождя Женя Зобнина 8 мая тоже должна была лететь «Суперджетом» из Перми, но рейс тоже отменили, и узнала она об этом совершенно случайно, а пассажиров отмененного рейса пересадили на следующий вылет.

Об отказах перевозчик также ничего не хочет говорить. В интернете появилась петиция на запрет полетов «Сухова», ее уже подписало 170 тысяч человек. О возврате билетов пишут и в соцсетях, как звезды, так и обычные пассажиры.

Психолог и эксперт по аэрофобии Алексей Герваш рассказал в беседе с Дождем, что такая паника вряд ли как-то будет нарастать в дальнейшем, основная масса людей все же настроена позитивно.  

Общественная палата записала ролик в поддержку «Суперджета». Секретарь общественной палаты и ведущий «Первого канала» Валерий Фадеев, всеми силами пытается доказать что самолет в катастрофе не при чем и винить его ни в коем случае не нужно.

«Суперджет» по сравнению с конкурентами очень дешевый самолет. Ломается он довольно часто. Год назад Брюссельские авиалинии сообщили, что за 22 дня они отменили 92 рейса из-за поломок «Суперджета». Но «Аэрофлоту» сейчас сложно отказаться от всех «Суперджетов» в один день, в авиапарке компании 250 самолетов,  50 из них — «Суперджеты». Летают они не только по России — среди направлений есть Осло, Стокгольм, Берлин, Рига. Хотя и европейские перевозчики отказались от продукции конструкторского бюро «Сухого», Минтранс считает, что «Суперджет» можно эксплуатировать и это делают другие российские перевозчики. Они не такие большие и их всего четыре, но у них нет массовых задержек и замен самолета. Пока что вся паника только вокруг «Аэрофлота». И, кажется, она не совсем обоснована, потому что на любую задержку интернет реагирует очень остро.

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Другие выпуски