В КБ «Сухой» готовят новый Superjet. Что пошло не так со старым?

17/09/2020 - 21:53 (по МСК) Богдан Бакалейко

Объединенная авиастроительная корпорация, в которую входит компания Sukhoi, разработает новую модель Superjet. В отличие от существующего самолета, в ней не будет ни одной иностранной детали — все составляющие будут российского производства. Стоимость разработки составит 130 миллиардов рублей. По нынешнему курсу, его цена такая же, как и у старой модели. Богдан Бакалейко вспомнил историю первого Sukhoi Superjet 100. О взлетах и падениях российского самолета и перспективах новой модели — в сюжете Дождя. 

С момента презентации Sukhoi Superjet 100 прошло 13 лет. На старте он подавал большие надежды. Вместительный по сравнению с конкурентами салон, высокая крейсерская скорость. Самолет проектировался совместно с Boeing, а также экспертами из Италии и Франции. На разработку потратили два миллиарда долларов. 80% запчастей в лайнере — иностранные. Кооперация должна была помочь выйти на международный рынок. А потому к 2024 году Sukhoi рассчитывал продать 800 суперджетов. 500 из них — за рубеж.

Эксплуатация сухого началась в 2011 году. Но уже через год в истории самолета случилась первая авиакатастрофа. Во время демонстрационного полета в Индонезии, пилот отключил автомат и не справился с управлением. Самолет врезался в гору. На борту находилось 45 человек. Все погибли. В интернете после инцидента появилась подробная симуляция этого полета.

И хотя причиной аварии был человеческий фактор, а у суперджета была европейская сертификация, которая подтверждала его надежность, в Индонезии решили отказаться от контракта. Но в Sukhoi нашли покупателей в Мексике, Ирландии и Армении. Но и они практически сразу в покупках разочаровались. Россия, так уж вышло, могла предоставить хороший самолет, но обеспечить его качественным сервисом или хотя бы запчастями — была не в состоянии.

Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru:

Западные иностранные компании сегодня являются тормозом в развитии проекта. Они мало заинтересованы или вообще не заинтересованы в его развитии или улучшении качества своей продукции, потому что самолет нишевый, мелкосерийный и им он особо интересен. Более того, они не заинтересованы развивать российского конкурента.

Не помогла сухому в продажах и большая скидка. В мексиканском Interjet говорили, что 10 российских самолетов им обошлись как один Airbus. Расходы на ремонт делали эксплуатацию все равно невыгодной. Средний налет был ниже в три раза, чем у иностранных конкурентов. 

Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru:

Superjet — это была такая серьезная учебная парта для нашей промышленности, на которой мы стремились догнать мировой уровень гражданского самолетостроения. И плохо ли или хорошо, нам во многом это удалось, хотя можно было, наверное, лучше. Здесь специалисты спорят до сих пор и будут еще долго спорить. 

Пятого мая 2019 года Sukhoi Superjet авиакомпании Аэрофлот совершил жесткую посадку в аэропорту Шереметьево. В полете в лайнер ударила молния, после чего автоматика перестала работать. Мягко посадить самолет пилоту не удалось. В итоге от сильного удара стойка шасси пробила топливный бак и самолет загорелся. Из 78 человек на борту, и из горящего салона удалось лишь 37. Остальные погибли.

За всю историю Superjet в серьезные аварии он попал пять раз. Все они были связаны не с проблемами самолета. Но сейчас его эксплуатация минимальна. За рубежом от лайнера отказались в пользу бразильского Embraer . А в России крупнейший перевозчик — Аэрофлот неоднократно жаловался на нехватку запчастей. Проект пытались защищать на высших уровнях, но экономика Superjet, оказалась сильно убыточной. Поэтому объединенная авиастроительная компания, в которую входит Sukhoi , решили собрать новый самолет. На этот раз полностью отечественный. И даже есть сумма — 130 миллиардов рублей.

Роман Гусаров, главный редактор портала avia.ru:

На сегодняшний день, наши производители и поставщики агрегатов и систем оборудования уже доросли до такого уровня, что сами способны производить продукцию, которая соответствует мировым стандартам, и с которой в составе самолета можно будет этот самолет сертифицировать в европейском агенстве. И я думаю при наличии достаточного финансирования, это задача вполне решаема. 

Интересно, что двигатель для нового Sukhoi соберут с нуля. Но по хорошему — это модификация турбин, которые будут использовать на другом российском самолете МС-21, компании «Иркут». Поэтому судить об успешности нового «сухого» можно будет наблюдая и за прокаткой этого самолета. Правда иркутский проект никак не могут закончить.

 

Фото: superjet.wikidot.com

Также по теме
    Другие выпуски