«Сталин — гад»: почему надо смотреть первую комедию о смерти вождя

Рецензия Анны Монгайт
18/12/2017 - 23:14 (по МСК) Анна Монгайт

Режиссер Армандо Ианнуччи снял первую в истории комедию о Сталине и его окружении «Смерть Сталина». В России до сих пор подобное казалось невозможным. Атмосфера священного ужаса, а у кого-то и слепого восторга не дает до конца отрефлексировать эту эпоху.  Недаром первыми российскими зрителями стали депутаты Госдумы, которые отсматривали английский фильм на предмет кощунства, как незадолго до этого «Матильду». Анна Монгайт, которой тоже удалось посмотреть фильм, — о том, почему эту комедию надо смотреть.

Анна Монгайт: «Смерть Сталина» – объективно смешное кино на вообще не смешную тему. События начинают развиваться в марте 1953 года за два дня до смерти вождя. Сталин умирает (на этом моменте, кстати, зал аплодировал), идет подковерная борьба за власть, Политбюро интригует не на жизнь, а на смерть, в финале мстительно убивая своего самого опасного коллегу – Лаврентия Берию.

Ианнуччи – мастер политической интриги, объектом сатиры в его фильмах была и английская аристократия, и вашингтонский обком. Взяться за ЦК его заставил любимый композитор Шостакович. Он прочел знаменитую легенду о разгромной рецензии на «Леди Макбет Мценского уезда» («Сумбур вместо музыки»), которую якобы написал сам Сталин, тем самым фактически уничтожил Шостаковича.

Иннауччи в фильме сладострастно наблюдает, как оттаптываются на еще не остывшем теле Сталина его некогда подобострастные вассалы. Состав Политбюро получился блистательный, не хуже «11 друзей Оушена». В нем главного героя, Хрущева, играет вчерашний гангстер из «Подпольной империи» Стив Бушеми, звезда «Монти Пайтона» Майкл Пейлин превратился в Молотова, в Жукове вы узнаете Джейсона Айзекс (Люциуса Малфоя из «Гарри Поттера»), Берия – величайший театральный актер Саймон Расселл Бил.

Готовясь к фильму, съемочная группа ездила в Москву,  посещала Кремль и ближнюю дачу Сталина, Бушеми отсматривал все существующие видео с Хрущевым, которого в фильме фамильярно называют Ники. Две недели вся советская верхушка  посвятила репетициям. Возможно, поэтому на экране настоящий ЦК – люди, которые уже добрые 20 лет неразлучны и искренне терпеть не могут друг друга.

Ианнуччи называет свой звездный актерский состав «Мое политбюро». Уже давно закончились съемки, а они по-прежнему раз в месяц обедают вместе. Именно поэтому «Смерть Сталина» больше всего напоминает актерский капустник, где люди играют не ради бокс-офиса.

Про грядущие  реформы и оттепель, инициаторами которых стал Хрущев, в фильме так ничего и не говорится. О будущем напоминает только один кадр, где далеко в шестидесятых Хрущев – один среди незнакомых лиц, всех своих друзей «советский Оушен» уже уничтожил, и только Брежнев выразительно смотрит ему в затылок.

Также по теме
    Другие выпуски