Соцсеть для патриотов за 41 млн: как власти решили бороться с «фальсификациями» истории

08/05/2021 - 22:14 (по МСК) Валерия Ратникова

Соцсеть патриотов для борьбы с историческими фальсификациями — с таким проектом выступил Фонд стратегических инициатив Музея Победы, запросив у Фонда президентских грантов 14,1 миллионов рублей. Всего на инициативу потратят 41 млн рублей. Что это за соцсеть, разбиралась Валерия Ратникова.

Фонд стратегических инициатив — это специальный фонд при Музее Победы на Поклонной горе. Он существует с 2018 года, и не в первый раз получает президентские гранты на разного рода патриотические инициативы. Например, в ноябре 2020 года в том числе на президентский грант в 29 миллионов рублей фонд провел форум «Уроки Нюрнберга». И среди гостей там были не только культурные деятели, историки, но и, например, директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин, министр иностранных дел России Сергей Лавров, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Последний, выступая на форуме, пообещал найти всех, кто будет как-то фальсифицировать нашу историю. Как известно, благодаря последним законодательным новшествам, например, за реабилитацию нацизма можно получить до пяти лет тюрьмы.

Как обнаружило издание «Открытые медиа», фонд попросил президентский грант на 14 миллионов рублей, чтобы создать патриотическую соцсеть. Всего на нее хотят потратить более 40 миллионов рублей, остальную часть видимо должен оплатить фонд из своих пожертвований. Какой-то модели этой соцсети пока нет, есть только абстрактное описание. 

Создана она должна быть на базе проекта «Лица Победы», который тот же фонд запустил в музее в 2019 году. У проекта есть сайт, туда можно зайти и отправить историю своего родственника, жившего в годы войны, который был либо в ополчении, либо например трудился в тылу. Чем-то напоминает «Бессмертный полк». И потом каждый желающий уже в специальном зале Музея Победы сможет найти историю этого человека, изучить другие истории, как это представляют разработчики. Получается такой музей памяти.

Как именно создадут соцсеть до конца не ясно. Ясно только, что она должна будет объединять «патриотически настроенных единомышленников, устанавливающих и поддерживающих коммуникации на базе общих высоких идеологических ценностей по сохранению исторической памяти». То есть был проект «Лица победы» в Музее Победы, куда каждый желающий может прийти и изучить истории разных участников войны, а теперь на 41 млн рублей будет сделана еще соцсесть, где будет примерно та же информация, только, видимо, ей можно будет как-то обмениваться, читать онлайн, может, комментировать, ставить лайки. 

«„Лица Победы“ — это депозитарий исторической памяти, памяти о поколении военных лет. Проект естественным образом развивается: как по количеству внесенных записей, так и технологически должен развиваться. Проект предполагает, что есть очень разные формы общения с этим депозитарием: начиная от личного общения, очень многие люди, которые не очень умеют пользоваться интернетом, они просто приходят в музей победы, есть специализированная выделенная зона, где специалисты их принимают. И с другой стороны, самые современные методы тоже доступны, вот эта часть получит развитие», — рассказал Дождю исполнительный директор Фонда стратегических инициатив Музея Победы Петр Поройков.

Получается «Бессмертный полк»-онлайн, но теперь еще и соцсеть. Только в описании проекта говорится, что он направлен на борьбу с историческими фальсификациями. Как именно — не ясно, потому что какая-то специальная процедура проверки информации в этой соцсети не описана. Среди партнеров проекта РВИО, мы помним его например, по спору с обществом «Мемориал»* о захоронениях в Сандармохе. И вот как видят актуальность проекта в РВИО.

«Это и актуально, и нужно, поскольку мы сейчас видим действительно вал, скажем так, переписывания истории, фальсификации, которая идет и у нас в стране, и за рубежом, обвиняют Советский союз во всех смертных грехах, а ведь мы, Россия современная — правопреемница Советского Союза. И то, что не было освобождения, была оккупация, и ставят на одну доску Гитлера и Сталина. Да, конечно, нужны такие инициативы, и если как можно больше молодежи будет привлечено к таким проектам, по собственной, конечно, инициативе, могу только приветствовать такое начинание», — сообщил научный директор российского военно-исторического общества Михаил Мягков.

Но по мнению историка Николая Сванидзе, особенной необходимости побороться с историческими фальсификациями нет.

«Из нашей несомненной победы в Великой Отечественной войне уже сделали идеологию. Вот раз мы победили в Великой Отечественной войне, значит мы самые лучшие, мы самые правильные, мы не ошибались, мы не совершали преступлений. Под „мы“ имеется в виду не мы с вами и не граждане Советского союза, а руководство Советского союза. Обмануть никого нельзя и не нужно. Наша победа неоспорима, доказывать ее кому-то не нужно», — рассказал  Сванидзе. 

Помимо мантры об исторических фальсификациях в описании проекта есть строчки о молодежи, для которой сохранение памяти о героях теперь немодно и которую нужно специально патриотически воспитывать. А как воспитывать молодежь — только в соцсети, которая со временем, по задумке создателей, должна стать «Народным музеем».

«Можно пытаться делать все что угодно, но создание новой патриотической социальной сети звучит довольно странно. Вспомним, что несколько лет назад была попытка создания патриотического телевидения для молодежи, потом, например, был Совет молодежных блогеров при Кремле. И где это все? Идея, что вся наша молодежь ничего не помнит и ничего не знает, и нужно изобретать новые, в том числе и технологические способы воздействия на них, существует, и она отлично комбинируется с идеей, что существуют некоторые враги, которые только и ждут, чтобы повредить нашей памяти, украсть нашу победу», — рассказала Александра Архипова, социальный антрополог, РАНХиГС.

С одной стороны, получается действительно важный проект о людях, которые принесли нам победу, как говорят создатели проекта «Лица Победы», туда уже успели отправить более 200 тысяч историй, которые можно прочитать и увидеть теперь в музее, но с другой — конечно, не может не смущать сама идеология, которая под него подводится.

 

*По решению Минюста России «Мемориал» включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Фото на превью: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Также по теме
    Другие выпуски