«Это громкая пиар-кампания, с которой Собянин начинает переизбрание на пост мэра Москвы»

Константин Янкаускас о том, что стоит за планами по сносу «хрущевок» в Москве
24/02/2017 - 02:16 (по МСК) Татьяна Арно, Антон Желнов

Еще со времен Лужкова в городе сносили аварийные «хрущевки», а теперь с одобрения президента собираются избавить Москву от всех пятиэтажных домов. Сколько домов снесли, сколько еще снесут и как именно собирается мэр города выполнить свой план?

Муниципальный депутат района Зюзино Константин Янкаускас рассказал о сути программы по сносу «хрущевок» в эфире Дождя.

Арно: Сегодня прозвучало это громкое решение, пришел Собянин к Путину…

Желнов: Несколько дней назад.

Арно: Несколько дней назад, да, во вторник. Это пока еще громкое решение на фоне выборов 2018 года или есть конкретный план, который уже, условно говоря, могут разослать всем желающим?

Янкаускас: Это действительно громкая пиар-кампания, в которой Собянин фактически начинает свое переизбрание на пост мэра Москвы. Потому что действительно, если подходить к вопросу комплексно и профессионально, практически в большинстве случаев альтернативы сносу и расселению пятиэтажек нет. Почему? Во-первых, дома физически изношены очень сильно. Два примера приведу: электропроводка — та проводка, которая делалась, она совершенно не справляется с той нагрузкой, с тем энергопотреблением всех наших бытовых приборов, которые сейчас в каждой квартире есть. Второй пример — стояки. Я участвую в приемке работ по капитальному ремонту в пятиэтажках, то есть стояк — горячее, холодное водоснабжение — можно либо целиком поменять на все пять этажей в подъезде, в шахматном порядке, потому что некоторые люди сделали ремонт в квартирах, не пускают людей, говорят: мы не дадим менять стояки. Невозможно трубу, например, на одном этаже взять и приварить новую. Просто начинают это делать рабочие, уже настолько эти трубы изношены, что они просто плавятся, к ним ничего не удается приварить.

Моральный износ. Ну, во-первых, квартиры очень тесные, молодым семьям вообще невозможно жить, потому что там коляску или велосипедик даже маленький, условно говоря, вы три коляски в подъезде, три коляски на 20 квартир, максимум можете поставить — в квартирах места нет. Мусоропровода нет. Людям пожилого возраста с пятого этажа спускаться…

Арно: Сидячие ванны.

Янкаускас: Сидячие ванны. То есть действительно нужно сносить дома. Другое дело, что есть множество барьеров и ограничений на пути сноса. Если Собянин, как он заявляет Путину, хочет это сносить за счет бюджета, ну давайте посчитаем: нынешняя программа сноса — 6 млн. кв. метров — 20 лет ровно будут ее сносить, если снос закончат в 2018 году. Значит, сейчас в четыре с лишним раза больший объем домов предлагают сносить. То есть умножаем на 4 — 80 лет. Я думаю, даже мы с вами, молодые, красивые, энергичные люди, не доживем до окончания этой программы.

Плюс есть барьеры, связанные с инфраструктурой, плюс есть барьеры, связанные с администрированием этого процесса. Потому что Сергей Семенович Собянин когда пришел к власти, он лично упразднил Департамент жилищной политики, который, в общем-то, всю эту работу по расселению, работу с жителями, сейчас собственников квартир намного больше, например, чем 7 лет назад, он этот департамент упразднил — и кто сейчас?... Он Путину говорит: да-да-да, мы будем совещаться с жителями. А кто это будет делать? Строительные отделы в управах и префектурах, они все, извините за выражение, либо деклассированны, либо вообще упразднены. То есть людей, которые будут в каждом конкретном районе решать вопросы переселения, их нет.

По инфраструктуре тоже если брать. Смотрите, подключение к электросетям. Если, условно говоря, коэффициент застройки у вас будет 2, например, в два раза больше построить жилья, вы же не можете бесконечно к одной и той же энергоподстанции, например, где-нибудь в районе Черемушек у нас эта подстанция, подключать. То есть нужно сначала расширить инфраструктуру. То же самое связано с дорогами. Если мы возьмем наше любимое с Антоном Зюзино, если полностью там все пятиэтажки снести или реконструировать, встанет тут же Варшавка, встанет Севастопольский, будет стоять от и до.

Третий момент: социальная инфраструктура — детские сады и школы. Поликлиники не берем — там Собянин платную медицину ввел, он считает: идите, платите деньги врачам. Но поликлиники и детские сады в том же Юго-Западном округе — загрузка 95%. Если даже вы еще плюс 30% населения добавляете, вы тоже все это должны сделать. Этих планов, не то что планов, даже обсуждения вот этих вот барьеров, которые стоят на пути реализации программы, их сейчас нет.

Я думаю, что сделают в каждом административном округе, возьмут там, условно говоря, один-два пилотных проекта, начнут это строительство, в том числе, может быть, в квартале 14, где действительно с 2006 года Собянин не может снести 14 домов. Понимаете, он 10 лет, еще Лужков там… они не могут снести эти дома, а тут они говорят: мы 8 тысяч домов снесем за ближайшие 10 лет.

Желнов: А выход какой вы видите из этой ситуации? Понятно, что сносить надо, но понятно, что застопорился этот снос. Лужков в 1998, по-моему, еще…?

Янкаускас: Да.

Желнов: Выход какой сегодня? Что нужно делать?

Янкаускас: Смотрите, за счет бюджета полностью снести эти 26 млн. кв. метров пятиэтажек нереально. То есть 80-100 лет это будет происходить минимум. Еще неизвестно, какая у нас там власть будет — советская вернется опять или еще какая-нибудь, непонятно. То есть нужно привлекать инвесторов. С инвестором какая проблема? Условно говоря, когда программа сноса еще в докризисные времена была, инвестконтракты на снос и расселение пятиэтажек работали. Если кредит стоит 11-12% и, соответственно, уровень продаж квартир в 2005-2006 году, то есть платежеспособность спроса населения, был выше намного. Тоже есть экономические ограничения, инвестор не пойдет просто так строить, как говорится, если этот проект нерентабельный.

Арно: Если его не заставят.

Янкаускас: Заставить, условно говоря, каким образом можно? Например, принять закон наподобие так называемого сочинского закона об упрощенном изъятии собственности, и Сергей Семенович про это открыто говорит. То есть когда взимается налог на имущество по кадастровой стоимости, тогда все собственники квартир — собственники, а когда речь заходит о том, чтобы по рыночной цене выкупать квартиры в пятиэтажках у собственников, то тут же собственники уже не собственники, это все неудобно, и нужно тогда принять закон, по которому людей практически под дулом автомата отправят в Новую Москву. То есть, я так понимаю, план хоть как-то запустить эту программу — это принять какой-то закон, по которому чуть ли не автоматически квартиры будут выкупать или обменивать в том виде, в каком это выгодно правительству Москвы. А те, кто не согласен — ну приедет ОМОН, как эту несчастную пенсионерку, например, и в будущем таких людей силой погрузят в автозаки и перевезут в городской округ Щербинка или городской округ Троицк.

Арно: Мне интересно, допустим, зрительница пишет: «Моей подруге из Москвы пару лет назад сделали капремонт в хрущевке и сказали, что сноса не будет. Стены утеплили, сантехнику, в общем, я была у нее, не ужасно. Людям, которым сделали капремонт, у них тоже все равно сейчас это снесут или как? Собянин же обещал».

Янкаускас: Давайте мы теперь будем следить за руками депутатов Государственной думы от «Единой России». Почему — потому что по действующей редакции Жилищного кодекса, если дом попадает в программу сноса и расселения, не просто люди освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, но те взносы, которые ими выплачивались, должны быть возвращены. То есть до сих пор не прописан порядок, каким образом возвращать такие взносы, и я думаю, что будут тянуть до последнего. И, во-вторых, я говорю, давайте следить за руками депутатов. Я уверен, что очень скоро появится законопроект, который эту норму из Жилищного кодекса исключит, потому что эти деньги уже проедены, прокручены, далеко не всегда они уходили на капитальный ремонт.

Это, кстати, тоже одна из существенных проблем. Например, у вас квартал, вот конкретно у меня в районе Зюзино на Азовской улице квартал, там несколько домов ставят на капитальный ремонт. Если сейчас оставшиеся дома будут сносить, то каким образом комплексно этот квартал реконструировать? То есть, получается, люди просто отдали деньги за капитальный ремонт, и потом все равно их дом снесут.

Арно: И выселят куда-нибудь в другой район.

Янкаускас: Еще раз я говорю, что экономика, условно говоря, инвестиционного проекта на снос и расселение пятиэтажек в нынешних условиях не работает. То есть нужно инвесторам либо давать налоговые льготы, либо какую-то кредитную линию открывать с участием правительства Москвы, чтобы, условно говоря, ставка субсидировалась до этого необходимого уровня в 11%. Я думаю, что этого ничего не будет, а действительно, да, будут в Новую Москву, на границу с Калужской областью, а, может быть, Сергей Семенович договорится с губернатором Калуги, и еще кусок Калужской области присоединит. Может, к морю Каспийскому Москва выйдет в итоге или Балтийскому, и людей будут туда переселять. Я не исключаю такого варианта.

Желнов: Спасибо.

Фото: Kremlin.ru

Другие выпуски