Собянин поддержал идею ограничить въезд в Москву неэкологичным машинам. Кого коснется запрет и зачем это нужно

29/01/2019 - 22:13 (по МСК)

Мэр Сергей Собянин поддержал Совет по правам человека при президенте России, который выступил с предложением отграничить въезд не экологичных автомобилей в некоторые районы Москвы. А за нарушения штрафовать на 500 рублей. Проработанный план мэрия должна представить к 4 марта, пишет «Коммерсант». Как реализовать эту идею до сих пор неясно. В нынешнем виде, под ограничения попадут 40% московских автомобилей. Кроме того, экологический класс машин старше 2011 вовсе не внесен в систему ГИБДД. Обсудили инициативу с Леонидом Антоновым, координатором общественного движения «Автомобилисты Москвы», и Игорем Моржаретто, автомобильным обозревателем «Радио России».

Скажите, пожалуйста, Леонид, как вы считаете, нарушаются ли таким образом право автомобилистов? И что будет, если действительно этот закон примут?

Антонов: Власти уже давно занимаются тем, что непрерывно «кидают» своих граждан. Это в первую очередь касается автомобилистов, потому что сначала нам говорили, что вот,  автопром — это драйвер экономики, давайте покупайте автомобили, вот вам автокредиты, вот вам льготные какие-то условия, trade in для обновления автомобиля. А теперь нам говорят, что нет, автомобилисты — это «новая нефть», если у вас есть автомобиль, значит, у вас есть деньги, значит, мы идем к вам.

Скажите, Игорь, как вы считаете, можно ли оперативно обновить парк московских автомобилей? Потому что действительно лучше, конечно, чтобы ездили экологичные машины, наверное, чем неэкологичные.

Моржаретто: Вообще в Москве самый новый в России парк, это первое. Второе — это не закон, даже не проект, это предпроект.  Закон, собственно, есть, он разрешает муниципалитетам принимать такие решения, но нормативной базы пока нет совсем. И вы правильно сказали, не понятно, как старые машины прописывать. То есть до принятия конкретных мер, я думаю, у нас есть года два, и эти года два, вы правы, есть возможность у того же московского правительства, допустим, кроме кнута придумать некий пряник. То есть, условно говоря, предложить, если вы готовы сдать свой старый автомобиль по системе утилизации куда-то, мы вам дадим такую-то льготу, если вы купите новый автомобиль, мы вам дадим, условно говоря, некий кредит льготный очень удобный, а если вы пересядете на общественный транспорт, как во многих других европейских странах, откажетесь совсем от своего автомобиля, мы вам будем дополнительно доплачивать столько-то рублей в месяц, то есть варианты.

А вы верите, да, что будут доплачивать?

Моржаретто: Вы знаете, в принципе я в этом ничего плохого не вижу. Кстати, для бюджета это достаточно выгодно, потому что люди пересаживаются, эти деньги тратят на общественный транспорт. Еще раз говорю, такая практика есть во многих странах Европы, более того, некоторые города предлагают бесплатно выдавать своим жителям велосипед, если они сдадут автомобиль в утилизацию, получат какие-то деньги за автомобиль и плюс еще велосипед. То есть вариантов в мировой практике довольно много, и я надеюсь, что кроме того, что вот кнут, щелкать им и говорить — пятьсот рублей, пятьсот рублей, будут выбраны еще какие-то меры поощрения, тем более, что время для того, чтобы эти меры разработать, есть вполне, его много.

Леонид, как вы считаете, может ли это вызвать какой-то социальный взрыв? Потому что в принципе вот эти вот автомобили, старые или довольно дешевые, это обычно средний класс или его низкий сегмент, люди не самые состоятельные и довольно трудно принимающие решения о смене автомобиля, соответственно, кто-то на этом автомобиле зарабатывает. Может ли это вызвать какое-то серьезное негодование в обществе, на ваш взгляд?

Антонов: Вот смотрите, мы провели в группе «Автомобилисты Москвы» в фейсбуке опрос, в котором приняло к этому моменту участие порядка уже 600 человек. Могу озвучить данные, которые получены сейчас, вот к этому моменту. Значит, из этих 600 человек порядка 260 — это люди, у которых в ПТС написано, что у них экологический класс автомобиля Евро-5, Евро-4 — это соответственно 170 человек, большая группа у которых экологический класс в ПТС не указан, это где-то порядка 90 человек, Евро-3 — это 36 человек, Евро-6 или выше — это 10 человек (это, я так понимаю, электромобили, скорее всего), и очень небольшая группа Евро-2 — всего 10 человек, Евро-0 всего — 10 человек, даже не 10, а 5 человек, и Евро-1 — 2 человека. То есть в принципе ограничения до Евро-3, они практически никого не затрагивают, то есть вот эти вот люди, это меньше получается меньше 5% от общего числа людей, которые приняли сейчас участие в опросе.

Конечно, я думаю, что будут ставить планку на Евро-3, и вот это тогда будет касаться довольно большого количества людей. Вообще в принципе, даже по итогам вот этого опроса, который мы сейчас провели, эффективность этой меры, она совершенно неоднозначна. То есть даже если запретить людям вообще пользоваться автомобилями ниже класса Евро-4, то это на общем количестве выбросов вредных веществ в московском регионе практически никак не скажется. Ведь не секрет, что московский авиаузел, самолеты, которые ежедневно прилетают и улетают в Москву, наносит вред экологии в несколько раз выше, чем весь московский автопарк.

Поэтому, наверное, не с того конца, как всегда, начали вот эту вот идею запретить и ограничить, но возможно, конечно, за два года, как говорит мой коллега, о том, что все вот эти вот меры наконец примут какие-то законодательные формы, это произойдет не раньше, чем через два года, возможно, за это время успеют люди обновить свои автомобили. Но опять-таки многие, абсолютное большинство, от автомобилей отказываться не хотят. Те, кто хотел, те, кто мог отказаться от автомобиля, они это уже сделали, когда началось вот это «победоносное», в кавычках, шествие платных парковок по Москве и прочие меры по зажиманию автомобилистов.

Игорь, получается что Москва таким образом, если все произойдет, как планируют, станет окончательно городом богатых людей, в отношении автомобилей, потому что уже скоро такие деньги за парковки смогут платить только состоятельные люди. А теперь еще с помощью вот этих экологических ограничений получается, что и за рулем будут только люди или купившие новые машины, или машины дорогие. То есть Москва это будет такой синоним благополучия, за который, как за кордон, будут отсекаться все те, кто не может себе позволить то условное Евро-4, Евро-5 и даже Евро-6.

Моржаретто: Вы знаете, я бы не стал так говорить. Во-первых, сейчас можно купить и дешевый автомобиль с Евро-5, недорогой, скажем, легко, и это будет стоить доступных денег. Но я бы посмотрел иначе на ситуацию. Дело в том, что мы потихоньку, я с одной стороны с Леонидом согласен, с другим не согласен, потому что начался процесс, когда москвичи потихоньку отказываются от автомобиля. Совершенно точная тенденция, о которой давно уже заговорили, отказ от второго автомобиля в семье, это уже давно замечено, а теперь еще постепенно отказ от первого автомобиля в случае, если человек не имеет дачи. Вот для меня, как я считаю, главный стимул иметь автомобиль это то, что я могу поехать на дачу, потому что во всех других случаях я для передвижения по Москве пользуюсь общественным транспортом или такси (такси — это все-таки часть общественного транспорта). Автомобиль — это чисто вещь, которая мне нужна для поездок на дачу, таких среди моих друзей большинство, тоже живут также примерно.

Поэтому в принципе, я думаю, отказ от автомобиля это примета любого современного мегаполиса, будь то Москва, либо Париж, где такие нормы уже введены, там просто по годам, то есть десятилетний автомобиль имеет право въехать в город, а одиннадцатилетний не имеет. Это Берлин, где экологический класс имеет возможность въезжать или не въезжать, и есть районы немецких городов, куда можно въезжать только на электромобиле, извините. То есть в принципе это мировая тенденция, мы ничего тут не изобретаем. Главное в этой ситуации точно рассчитать грань, потому что действительно очень болезненный социальный вопрос, и не обидеть тех людей, которые живут, условно говоря, в городе, но не могут себе позволить никакого другого автомобиля, кроме двадцатилетней «шестерки». Но таких людей, как правильно сказал Леонид, в городе меньше и меньше, и эти люди потихоньку от автомобилей тоже отказываются, потому что автомобиль становится в современном мегаполисе обузой уже, дорогой очень обузой.

Игорь, так уже вскорости и от автомобильных обозревателей могут отказаться.

Фото: Иванко Игорь / Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски