«Капитан еженедельно обращался к Путину». Со взрывом в Бейруте оказался связан российский бизнесмен и его арестованное судно с селитрой

У взрыва в порту ливанского Бейрута внезапно появился российский след. Почти три тысячи тонн аммиачной селитры, которая взорвалась 4 августа, были выгружены с судна Rhosus, принадлежащего бизнесмену Игорю Гречушкину. Как выяснили ливанские СМИ, корабль арестовали в порту в 2014 году из‑за неоплаты стоянки.

Взрыв в порту Бейрута уже считается третьем по силе взрывом после Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Раньше эту строчку занимала трагедия в канадском городе Галифаксе 6 декабря 1917 года. Там из-за столкновения с норвежским судном взорвался французский корабль «Мон Блан», на борту которого находилось 3 000 тонн взрывчатых веществ. Это был самый крупный неатомный взрыв в истории человечества, погибло 2000 человек, 9000 раненых и искалеченных. Теперь взрыв в Бейруте оценивают, как более сильный. И количество жертв трагедии будет только расти.

Утро в Бейруте началось с разбора завалов. Сейчас известно: взрыв в порту унес жизни более 100 человек. По городу курсируют скорые: они забирают не только раненых и погибших. 300 тысяч людей остались без дома. Многие ливанцы во время взрыва были на дачах, теперь они возвращаются в город, и от вида развалин на месте жилищ, им становится плохо, скорые забирают в больницу и их.

Грохот слышали за 240 км от эпицентра. После взрыва дым ядовитого цвета в Бейруте разнесло на десятки километров. Разрушена половина города. Взрывная волна накрыла столицу Ливана за 20 километра от эпицентра. В домах выбило окна. Пострадала резиденция главы государства, исторические памятники, мечети, элитные жилые кварталы.

Эпицентр — в городском порту. На складе, где хранилась аммиачная селитра, опасное взрывчатое вещество, которое используют  и в качестве удобрения. Рядом было пришвартовано несколько кораблей. Известно, что один из них, круизный лайнер Orient Queen затонул. Огонь тушили больше 20 часов, десять пожарных пропали без вести.

Официальная версия ливанских властей — взорвалась большая партия аммиачной селитры — 2750 тонн. По данным одного из местных телеканалов на заседании совета безопасности страны озвучили более подробную версию произошедшего. Якобы в порту на складе велись сварочные работы, от искры загорелась пиротехника, а от нее огонь пошел на аммиачную селитру. Официально эту версию пока не подтвердили.

Причем, по словам президента Бейрута, опасное вещество хранилось на складе 6 лет. В 2014 году его конфисковали у сухогруза Rhosus, который пришел в порт под молдавским флагом. Владелец судна бизнесмен Игорь Гречушкин родом из Хабаровска. Судно остановили на пути из Грузии в Африку из-за грубых нарушений эксплуатации.

В 2014 году Rhosus запретили выходить из Бейрута, а трех членов экипажа — российского капитана и украинских моряков буквально заперли на судне. Только спустя 11 месяцев после суда их отпустили. Все это время, как рассказал капитан корабля Борис Прокошев изданию «Сибирь. Реалии», он писал Путину письма о помощи, но помощи не последовало. Корабль из‑за плохого состояния вскоре затонул, а селитру оставили в порту.

Об Игоре Гречушкине при этом практически ничего неизвестно. Компания, через которую он купил Rhosus, была зарегистрирована на Кипре, там же сейчас и живет бизнесмен. На звонки и сообщения он не отвечает.

Сразу после ареста судна Гречушкин объявил себя банкротом и отказался платить за стоянку корабля и зарплату экипажу. Что интересно, в интернете можно найти форум Мореход.ру, в котором существует ветка от 2013 года, где моряки жалуются на Гречушкина и на сам Rhosus. А также раскрывают детали о нем и его бизнеса. Так например, корабль Rhosus у бизнесмена был всего один, да и арестовали его почти сразу после покупки.

Капитан Rhosus, который 11 месяцев пробыл на корабле рассказал изданию «Сибирь. Реалии», что за перевозку селитры Гречушкин получил миллион долларов. Правда подтвердить это сейчас практически невозможно. Ни Гречушкин, ни экипаж не хотят общаться с журналистами.

Это основная версия произошедшего. Некоторые издания напомнили, что взрыв произошел за несколько дней до приговора по делу об убийстве бывшего премьера Ливана Рафика Харири. В соцсетях предположили, что к происшествию может быть причастен Израиль или группировка Хезболла. Подтверждений этому нет. Губернатор Бейрута оценил ущерб от взрыва в пять миллиардов долларов, сравнил его с событиями в Хиросиме и Нагасаки и заплакал в эфире одного из местных телеканалов.

 

Светлана Фабрикант, председатель наблюдательного совета украинского Фонда помощи морякам и трудовым мигрантам «Ассоль», помогала в 2013-2014 годах морякам с судна Rhosus вернуться на родину из Бейрута. Мы с ней поговорили. 

Скажите, пожалуйста, сейчас мы пытаемся воссоздать картину, что же происходило с этим судном в 2013–2014 годах, когда его арестовали в Ливане и, собственно, моряки вместе с судном и тем самым нитратом аммония оказались заперты в порту Бейрута. Расскажите, пожалуйста, что вам было известно, как вы подключились к этому делу? Почему так долго не удавалось спасти моряков?

В тринадцатом году, осенью 2013 года это судно вышло, действительно, из порта Батуми, действительно, молдавский флаг. Порт Джурджулешты ― это порт прописки, фактически это маленькая территория у моря, которая получена была Молдовой, куплена, обменяна у Украины. Это всего четыреста метров. И вот там этот порт, где приписано большое количество судов, имеющих молдавский флаг.

Так вот, это судно, фактически владелец этого судна Игорь Гречушкин, гражданин России, одновременно является еще и резидентом Кипра. Именно кипрская компания считалась хозяином этого судна, судна Rhosus. Этот судовладелец приобрел его где-то за год до тех событий, о которых мы с вами сейчас говорим.

Так вот, действительно, судно с аммиачной селитрой вышло из порта Батуми и должно было отправиться в Мозамбик. Туда везли эти аммиачные удобрения для сельского хозяйства. Но, увы, судно оказалось, как говорят моряки, не мореходным. Оно было с большим количеством технических недоделок, технических проблем. И самое главное ― моряки обнаружили даже течь на борту этого судна, и поэтому нельзя сказать, что власти Бейрута арестовали их за то, что они каким-то образом нарушали закон или нейтральные воды. Нет, экипаж попросился, чтобы им дали возможность стать у причалов порта в Ливане для того, чтобы просто элементарно не затонуть, для того, чтобы попытаться исправить те технические неисправности, которые были у этого судна.

Их действительно поставили у причала, но судовладелец, видимо, соизмерил, что старое судно, которое примерно, по оценкам специалистов, на тот момент стоило 350 тысяч долларов, а он только за доставку груза получил миллион долларов, он решил, что, наверно, выгоднее бросить это судно, в том числе и экипаж, перед которым были уже довольно серьезные долги по заработной плате. Перед этим экипажем и перед тем, который сменился перед ними.

Поэтому судно стояло у причала, уйти оно не могло. Денег от компании судоходной и от судовладельца не было, а долг перед портовыми властями Ливана рос, потому что стоянка непосредственно в порту очень дорого стоит, а дойти, перевезти судно было просто невозможно, учитывая, что еще и настолько опасный груз на его борту находился.

Поэтому власти…

Скажите, а сколько человек было в экипаже судна?

Восемь человек. Экипаж был небольшой, было всего восемь человек. Четверых из них практически сразу отпустили власти ливанские, такой младший командный состав, а вот руководство экипажа, командный состав, это капитан и старший механик, старший помощник капитана, боцман ― они вчетвером остались на этом судне. Это три одессита и капитан, гражданин России. Вот такой экипаж, четыре человека находились на судне. Они оставались там одиннадцать месяцев, по сути дела, вынужденными бесплатными охранниками этого опасного груза и дырявого судна, потому что у них были изъяты документы властями Ливана и уехать домой они никак не могли.

А как они выживали?

Они выживали, исключительно прося и побираясь практически в порту Бейрута, просили, чтобы им что-то приносили, кто-то с ними чем-то делился, работяги в порту. Власти знали о том, что происходит. И, в общем, когда к нам обратились в фонд родственники моряков, тогда уже и мы стали подключаться для того, чтобы попытаться как-то не только помочь морякам, чтобы они имели там, что есть, но и постараться вернуть их на родину.

И вот только тогда, когда стало понятно, что судовладелец не появится, денег никаких не будет ни за судно, ни за груз, власти бейрутского порта приняли решение снять груз с этого судна, знаете, в виде такого своеобразного залогового имущества за неполученную выгоду, которую могли получить власти за стоянку этого судна и нахождение этого груза. Груз был снят с судна, поставлен в этот склад, о котором теперь знает весь мир, а экипаж был возвращен на родину дипломатическими усилиями, меценатскими усилиями и так далее. Все четыре человека вернулись домой.

В какой момент экипаж обращался к Путину? Или обращался только один капитан к Путину?

Насколько мы знаем, вообще все переговоры зачастую ведутся именно капитаном. Если это реальная команда, настоящая, то на связь с любыми органами власти чаще всего выходит прежде всего капитан. Поэтому капитан, как гражданин России, как он говорит, это с его слов, тут сказать сложно, говорит, что он практически чуть ли не еженедельно в какой-то период, когда им стало особенно тяжело, обращался к президенту России.

Но мне трудно это сказать, я больше знаю о тех трех моряках, которые были одесситами, гражданами Украины. Они обращались к нам, а мы уже от их имени стучали во все колокола и везде, где только можно было, для того, чтобы их вернуть. Судно, кстати говоря, действительно имея пробоину на борту, благополучно, если так можно сказать, два года назад затонуло у берегов, прямо так и находясь у причалов, там оно и ушло ко дну из-за течи, когда за годы неэксплуатации судна и отсутствия ремонта, конечно, становилась все больше и больше, ржавчина разъедала трюмы, в общем, судно затонуло. С грузом трагедия.

Скажите, пожалуйста, вы не знаете, вообще каким-то образом призвать к ответу этого бизнесмена Гречушкина, чей груз, собственно, взорвался, невозможно на данный момент, как вы думаете?

Я предполагаю, что он вряд ли сегодня может подлежать какому-то ответу. Объясню почему. Груз не его, он только владелец судна. У груза был конкретный получатель, грузополучатель в Мозамбике, который не нашел возможности приехать, груз же ведь к нему в Мозамбик не поступил, а застрял в Ливане. То есть грузополучатель должен был организовать транспортировку своего же груза туда, где он его ждал. Он по каким-то причинам не стал этого делать.

Мне трудно за него отвечать, потому что нас всегда больше интересовали судьбы людей, моряков. Мы, знаете, когда моряков вернули домой, то, честно говоря, махнули рукой и на судно, и на груз, нас это не очень волновало. Слава богу, люди оказались дома. Никто и не предполагал, что оставшийся там груз может привести к такой трагедии.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

*По решению Минюста России «Сибирь.Реалии» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски