«Прессинг чудовищен»: правда ли, что сотрудникам скорой помощи дали указание реже госпитализировать больных

29/01/2019 - 21:46 (по МСК) Анна Монгайт

В Москве врачам скорой помощи велели снизить процент госпитализаций, сообщает «Радио Свобода» со ссылкой на сотрудников городских подстанций. Как рассказал источник «Свободы», произошло это сразу после встречи главврача Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы имени Пучкова Николая Плавунова с замом мэра Собянина Анастасией Раковой. Сотрудник одной подстанции рассказал, что речь идет о снижении числа «необоснованных» госпитализаций — когда пациента везут в больницу «на всякий случай». Опубликованный документ в московском Минздраве назвали фальсификацией. «Все нуждающиеся пациенты, при их согласии, доставляются в лечебные учреждения, отказы нуждающимся в экстренной госпитализации не допускаются», — ответили на публикацию в ведомстве. Председатель независимого профсоюза «Фельдшер.ру», фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков рассказал подробности.

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, в чем же коллизия? Действительно ли требуют снизить количество госпитализаций, насколько вам известно?

Я знаю то же самое практически, что и вы, от своих коллег по московской «скорой помощи». Мне также пересылали эту бумажечку через интернет, почитать. Вы знаете, я почему-то ничуть не удивился. На сегодняшний день прессинг на сотрудников рядового звена «скорой помощи» настолько чудовищен, что это уму не постижимо.

А в чем выражается прессинг?

Прессинг в том, что «скорая помощь» на сегодняшний день руководствуется какими-то внутренними законами, распоряжениями, не подвластными ни уму, ни федеральному законодательству. И работает она по большей части вхолостую, 90% вызовов необоснованных. Из них действительно есть и необоснованные госпитализации, но если раньше превалировало такое понятие, как «сомневаешься — вези», то судя по тому, что я прочитал, теперь это дело наоборот идет, «сомневаешься — оставь», и наблюдай дома.

Для пациентов это ни к чему хорошему, во-первых, не приведет, уже был такой момент, когда скорой помощью еще не так давно руководил Фетисов, номинально руководил, все равно руководил тот, кто сейчас руководит. И было распоряжение, кого везти, за что везти, как везти, пока человек с больным пальцем не умер. Там, конечно, вина и самого человека, но крайних, как всегда, сделали рядовых сотрудников «скорой». Так и сейчас. Если сейчас, вот то, что я прочитал, будет выполняться, я уже и ребят своих предупреждал, не ведитесь на это дело, правда это или неправда, но этой бумажке грош цена, потому что если вдруг что-то случится с больным, крайними останетесь вы, руководство отмажется.

А что такое «необоснованная госпитализация»?

Необоснованная госпитализация — это очень размытое понятие, если честно говорить. Вообще необоснованная госпитализация — это госпитализация, когда нет угрожающих жизни показаний. То есть, если нет угрожающих, вот как нас вызывают, знаете, у нас есть много очень непрофильных, вот вызывает мама в три часа ночи «послушать ребенка». Не потому, что он нуждается в экстренной помощи, а из-за того, что вот ей захотелось, они же сейчас все имеют право. В три часа ночи, «вы его послушайте». Ни о какой госпитализации даже речи не идет, просто послушайте, скажите, если что, вы будете виноваты. Необоснованно, это когда привозят больного, скажем так, гипертоническая болезнь, снизили давление, посмотрели, все хорошо, оставили дома. Оставили актив на поликлинику, если это возможно в каком-то регионе, в Москве это возможно, может быть, еще где-то. Сложно сказать.

А почему сейчас в принципе эта тема так активизировалась? Это как-то связано с реформой регионального Минздрава?

Это связано вообще с оптимизацией, во-первых, всей медицины в целом, которая сейчас начинает ориентироваться не на больного, не на сотрудников, непосредственно медиков, она начинает оптимизироваться ради рубля, ради наживы. И все это строится только для экономии и заработка, причем экономия может быть на государственном уровне, а заработка — на каком-то частном и «левом», лично мое мнение. У меня, кроме фельдшерского, еще образование высшее экономическое, могу сказать, что скорая помощь сейчас похожа, и часть медицины, на машину по отмыванию денег.

А скажите, пожалуйста, вот с появлением этого распоряжения, которое, с другой стороны, противоречит словам московских чиновников, официальным словам, как вы думаете, изменится отношение «скоропомощных» бригад к пациентам или к собственному поведению?

Начнем с того, что ни один «скоропомощник», дураки у нас очень мало работают, недолго и быстро исчезают, ни один уважающий себя «скоропомощник» не поведется на такие приказы, он будет делать все, чтобы вывезти человека, если он считает, что это нужно. Потому что он, во-первых, понимает, что вылететь с работы это одно, а на московской «скорой» можно вылететь с работы в любой день, независимо от того, умный ты или не очень, найдут способ уволить, либо, второй вариант, если что-то случится, ты будешь отвечать перед прокурором. Никто не хочет связываться с прокурором, все будут делать все, чтобы вывезти человека. Потом будут объяснительные, сейчас вот я знаю, на некоторых подстанциях, прежде чем госпитализировать больного, ты должен позвонить своему заведующему или ответственному врачу, и дать ему понять, почему ты госпитализируешь, и тот должен согласиться с твоими доводами. А если что-то не понравилось, после суток ты останешься и будешь писать объяснительную.

А наказывают как-то людей, которые, по мнению начальства, например, необоснованно госпитализировали пациента?

Знаете, именно за это наказать нельзя, но есть тысячи других способов надавить на человека, не просто наказать его рублем, но довести до того, что он уволится: перевести на другой график, перевести на другую подстанцию. Учитывая, что 90%, даже, наверное, 95% работающих на московской «скорой», иногородние, которые у себя в весях получали 9 тысяч, а здесь сразу стали получать 60, ими можно управлять как угодно, вот по большому счету. Они приезжают в Москву, они получают свою первую зарплату, берут всех, потому что текучка страшная, «спецов» в начале реорганизации всех посокращали.

Они получают зарплату, они понимают, что вот она, жила, они берут кредиты, берут ипотеки, они становятся рабами системы. Потом они из этого капкана не вырвутся, они будут работать, чтобы погасить свои долги, и с ними можно делать все что угодно. Поэтому берут в основном иногородних, москвичей очень мало. Причем это противоречит законодательству, поскольку трудоустройство, в первую очередь должны быть трудоустроены люди местные. А если власти, скажем так, регионов, слегка подумают, у них же всегда идет соревнование с Москвой, кто лучше, кто хуже, вот если местные власти немножко подумают и решат Москве насолить, они просто поднимут зарплату у себя в два раза. И на следующий день в Москве вообще не останется медиков, все поедут к себе. В один день, вот отвечаю.

Спасибо большое.

Фото: Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски