«Нужно приходить на митинг и заявлять во весь голос»: Сергей Шнуров критикует государство за бесполезные меры в кризис

30/04/2020 - 22:02 (по МСК) Алексей Коростелев

Бизнес-омбудсмен и глава «Партии роста» Борис Титов написал Владимиру Путину письмо, в котором раскритиковал правительственные антикризисные меры и предложил свои. Одна из главных: разрешить работать предприятиям, которые соблюдают эпидемиологические нормы. «Хотим работать!» — так называется кампания бизнес-омбудсмена, которую поддерживает и продвигает его соратник по «Партии роста» Сергей Шнуров. Музыкант рассказал подробнее об инициативе в прямом эфире Дождя. 

Сергей, здравствуйте!

Здравствуйте!

Насколько я понимаю, вы тоже не согласны с теми мерами, которые правительство предпринимает, пытаясь поддержать экономику России. Скажите, что предлагаете вы и Партия Роста в целом?

Дело в том, что меры по направлению, скорее всего, правильные, а по качеству и количеству недостаточные.

Например?

Их слишком мало. Например, поддержка малого и среднего бизнеса, отсрочки по платежам ― это мертвому припарки, это никого не спасет. Людям, честно говоря, нужна, мне кажется, более серьезная поддержка со стороны государства. И, по большому счету, конечно, нужно поддерживать и спрос. Нужно поддерживать простых людей, которые остались без средств к существованию. Целых полтора месяца, считайте, люди не работают. Никто им платить толком не будет, потому что половина зарплат у нас, конечно же, черные. Об этом наше правительство не думает.

Но при этом, насколько я понимаю, среди тех предложений, которые сегодня и Борис Титов в письме Владимиру Путину написал, есть разрешение работать предприятиям, которые санитарно-эпидемиологические нормы выполняют. Насколько я понимаю, речь там идет в том числе о ресторанах, которые сейчас терпят крах, по сути дела, весь ресторанный бизнес, потому что никто в рестораны не ходит. Но так или иначе это же спровоцирует и очереди у барных стоек, например, какие-то социальные контакты, как следствие, рост числа заболевших, не так ли?

Нет, вы не совсем правы, поскольку есть же нормы, есть сейчас социальные границы, полтора метра. Если ресторан готов соблюдать эти требования, если ресторан готов соблюдать медицинские требования, готов соблюдать карантинные требования, почему бы ему не работать? Мы все покупаем еду навынос, и вы наверняка, так она же тоже делается людьми. Собственно говоря, вирус этот, COVID, может передаться и через это. Почему мы не запрещаем тогда развозить? Какие-то странности, понимаете?

Все эти меры ― они какие-то полумеры. Дело в том, что никто не думает почему-то, мне кажется, что у нас в государстве вообще людей воспринимают как некое обременение «Газпрома», да, что они только мешаются. Не было бы их, было бы лучше.

Смотрите, как мы знаем вообще из опыта предыдущих лет, последних, письма Владимиру Путину, как правило, не работают. Что делать в этой ситуации? Во Владикавказе попробовали на митинги выходить, ничего у них не получилось. Как протестовать против этой ситуации? Что делать людям, которые сейчас уже лишаются работы и, соответственно, денег?

Смотрите, как я вижу опять же, я не могу говорить за всех. Я принял решение заняться политикой, я ей занимаюсь, потому что без того, чтобы взяться за это дело, ничего не получится. Какими-то резкими телодвижениями, вышли и всё поменяли, здесь ничего не изменится. Нужно последовательно долго работать в этом направлении: создавать политическое движение, которое бы представляло как раз этих малых предпринимателей, и уже дальше бороться за свои права. По-другому никак.

То, что вы говорите, похоже на призыв участвовать в выборах, но до выборов далеко и вряд ли они состоятся в эпоху…

И поэтому нужно приходить на митинг, заявлять во весь голос. Пока на виртуальный, потом не на виртуальный. Говорить о себе, говорить о проблемах, вступать, в конце концов, в какие-то политические ряды. По-другому никак.

Скажите, а как и вы в партии, и вы сами оцениваете пять шагов, которые Алексей Навальный предлагает, который активно высказывается? Может быть, вы вместе с Борисом Титовым могли вступить в какую-то коалицию и продвигать те меры, которые, возможно, у вас пересекаются, какие-то требования, может быть?

Да, дело в том, что мы там пересекаемся скорее по форме, но по содержанию мы расходимся. Я неплохо отношусь к этим пяти шагам, но они не во многом, но фундаментально расходятся с нашими предложениями.

Фундаментально ― можно поподробнее, в чем?

Смотрите, у нас есть экономический блок, который за это отвечает. Я, собственно говоря, отвечаю несколько за другие вещи, я отвечаю за большие смысловые конструкции. Мне предложения Навального, мне, как не экономисту, кажутся вполне себе нормальными. Но наши экономические сторонники говорят: «Это невоплотимо, это нереально». Я готов их слушать, я готов прислушиваться к тем людям, которых считаю компетентнее себя в этих вопросах.

Скажите, стоит ли ожидать от Партии Роста в ближайшее время организации онлайн-митингов, офлайн-митингов, каких-то протестных активностей, о которых вы уже говорили?

Я бы не назвал это прямо так протестом, я бы сказал, что это все-таки митинг как митинг, да, мы заявляем свою позицию. Она не совпадает с позицией правительства, это так. И эти митинги мы будем, понятное дело, устраивать, потому что, к сожалению, наше правительство не готово слушать, ни слышать, ни слушать, ни откликаться. Придется действовать таким образом.

Фото: Сергей Киселев / Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски