«Анаконда» против шахтеров: сколько стоит остановить поход рабочих на Москву

26/12/2016 - 23:47 (по МСК)

Митинги шахтеров, кажется, остались в далеком прошлом. Тем удивительнее новости, которые приходя их города Гуково Ростовской области. Там шахтеры требуют погасить многомиллионные долги по зарплате. Всю прошлую неделю они пытались выехать на митинг в Москву, но сообщали о том, что их не выпускают местные силовики и казаки.

Василий Полонский разбирался в том, что происходит в городе и из-за чего шахтеры с лета выходят на площадь.

Гуково ― шахтерский город. Отсюда на прошлой неделе группа горняков пыталась выехать в Москву на протест, но полиция их не пустила. На трех выездах из города дежурят силовики из областного центра и тормозят почти каждую машину, пытающуюся покинуть город. Причина ― так называемая операция «Анаконда»: ищут оружие, наркотики и диверсантов.

Но в городе уверены, что власти не хотят выпускать шахтеров в Москву по другой причине. В центре столицы на Охотном ряду шахтеров с жалобами ждут депутаты Госдумы, и «Анаконда» в Гуково ― способ решить проблему без федеральной огласки.

Леонид Кортышкин, шахтер: Предотвращение этого, как они называют, экстремистского действия, деяния ― здесь с мая текущего года пикетирование происходит

Под особым контролем Гуково живет уже несколько недель. Всё началось с патрулей, потом подтянули казачьи дружины, ОМОН и центр «Э». В попытке шахтеров поехать в Москву силовики увидели зародыш Майдана и пресекли попытку госпереворота еще на автовокзале. Автобусы так и не приехали, водители, с которыми договаривались шахтеры, сказали, что их машины сломались, но пообещали вернуть уплаченные 170 тысяч рублей.

Поняв, что посетить Москву всем вместе не получится, горняки решили разделиться и отправили в Госдуму инициативную группу из десяти человек. Семь из них решили поехать на личных автомобилях, но силовая «Анаконда» настигла их на первом перекрестке. «Я просто спросил, на каком основании они остановили», ― рассказывает Леонид Кортышкин. Тогда ему ответили: «У нас происходит операция „Анаконда“».

Остальные решили выдвинуться на общественном транспорте, забрав тех, кого не выпустили на машинах. Но и это не удалось. Шахтер Николай Надкерничный вспоминает: «Звоним: „Почему закрыта касса? Билеты нужно купить на Москву“. „Мы сегодня не работаем“. Мы разворачиваемся и едем в город Зверево, где мы приобрели три билета. Приезжаем туда, перед нами заходит какой-то человек в штатском. Он переговорил с кассиршей, та нам говорит: „Билеты не продаются“».

В том, что шахтеры решили жаловаться депутатам, виновата компания «Кингкоул». Руководство предприятия задолжало своим бывшим работникам более 300 миллионов рублей. Деньги уже полтора года не могут получить две тысячи двести шахтеров.

Горняки вышли на митинги еще в середине лета, а в сентябре даже объявляли голодовку, но из 300 миллионов вернули только 20. «Мне дали 20 тысяч и думают: всё, это конец. А что, остальные не должны давать? Или другие есть не хотят?» ― возмущена жительница города.

Виновным шахтеры называют Владимира Пожидаева, который являлся совладельцем и генеральным директором группы компаний «Кингкоул». Ему принадлежат всего 10% акций, остальные 90% находятся в распоряжении кипрского офшора «Кингкоул Груп Лимитед». Но так получилось, что всего 10% Пожидаева превратили «Кингкоул» в убыточное предприятие. Последним прибыльным годом был далекий 2013 ― всего 633 тысячи. А уже через год убытков накопилось на полмиллиарда.

Сейчас Пожидаев находится под следствием и подозревается в злоупотреблении своими полномочиями, а также в невыплате зарплат и пенсионных отчислений. Но когда выплатят долги шахтерам, тоже непонятно. На прошлой неделе в Гуково приезжал министр регионального развития и пообещал, что погашения долгов еще будут: «У нас в декабре осталась неделя. Очень много платежек делать. Будет вторая часть, 50 миллионов, еще в январе. Также будет в феврале».

Некоторые переводы даже отправили до Нового года, о чем власти официально сообщили в письме, но деньги дошли только до единиц. «Направлено 100 человекам 1 082 610 рублей», ― зачитывает информацию из письма житель Гуково, и тут же из толпы сообщают, что получили выплаты лишь два человека.

Почему власти не хотят выпускать шахтеров из города, если долги выплачиваются, остается непонятным. Пресс-служба МВД по Ростовской области вообще не знает, что в городе произошло усиление полиции. «А что, у нас усиление?» ― удивляется Наталья Устименко, начальник отдела информации МВД России по Ростовской области. ― «Давайте будем считать, что запрос от вас мы получили. Оставьте, пожалуйста, свои контактные данные».

После протеста дальнобойщиков власти начали использовать новый метод сдерживания митингующих. Сначала он был отработан на кубанских фермерах, а теперь ― на шахтерах из Гуково. Их останавливают далеко от Москвы и часто не выпускают за пределы региона. В итоге московским парламентариям самим приходится приезжать в регионы для поддержки протестующих.

Другие выпуски