«Его нет, но он есть. В этом его сила». Как «Гоголь-центр» и Серебренников провели год с начала ареста

22/08/2018 - 21:17 (по МСК) Денис Катаев

Ровно год назад, 22 августа, следователи задержали режиссера Кирилла Серебренникова. Это произошло в Петербурге, где тогда шли съемки его фильма «Лето». Под домашний арест Серебренникова отправили на следующий день, и эта мера пресечения не поменялась. Серебренникова с коллегами обвиняют в хищении денег, выделенных на театральный проект «Платформа». Никто из фигурантов дела, кроме бухгалтера Нины Масляевой, своей вины не признает. За этот год Кирилл Серебренников потерял мать, тяжело болеет его отец. Режиссер под арестом смонтировал тот самый фильм «Лето», тепло встреченный в Каннах, прошли премьеры его спектаклей. Денис Катаев — о том, как сам режиссер и все мы провели год, на который растянулся домашний арест Серебренникова.

Уже 7-го сентября, в день рождения Кирилла Серебренникова, в «Гоголь-центре» очередная премьера. Пятая по счету в новом статусе, когда Серебренникову на поклон выйти запрещается. Его «Идиоты» бунтуют против социальной несправедливости, а триеровский сюжет перенесен на наши рельсы. В 2015-м этот спектакль возили на Авиньонский фестиваль. Теперь новое время, новые обстоятельства, новая редакция.

За 12 месяцев под арестом — четыре премьеры, на сцене и на экране. В театре между собой поговаривают, что этот год можно занести в «Книгу рекордов Гиннесса». Первая премьера почти сразу после ареста — «Маленькие трагедии», которые он поставил за несколько дней для обысков в «Гоголь-центре».

Это получился самый личный спектакль Серебренникова и самый эмоциональный. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит — «Жги!» Зловещая и провидческая постановка, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющая надежду, так нужную во время чумы. Текст Пушкина удивительно совпал с контекстом. В итоге, на «Трагедиях» аншлаги. Билетов не купить.

У Серебренникова много контрактов за рубежом — от Берлина до Мадрида. Один из них выпустили без режиссера. Это опера «Гензель и Гретель», премьера которой в конце прошлого года прошла в Штутгарте, без Кирилла и в ограниченной, киноконцертной версии. Из задуманного Серебренников успел снять фильм. Действие сказки братьев Гримм он перенес в Африку и современную Европу. Но пока это был лишь эскиз будущего спектакля, посвященный находящемуся под арестом режиссеру. В Штутгарте ждут его скорого возвращение, чтобы доделать работу.

Как ждут его уже в ноябре в Цюрихе, там должна появится его версия оперы Моцарта «Так поступают все женщины». Она до сих пор в афише, билеты продаются. Но что это будет за представление, если режиссера арестовали как раз тогда, когда должны были начаться репетиции? В опере пока уверяют, что все будет так, как и задумывал Кирилл.

Вышел, хоть и со скрипом и почти секретно, балет Ильи Демуцкого «Нуреев» в Большом, который тоже стал скорее событием мирового значения, чем локального. Билеты не достать.

Появился Серебренников и в Каннах на красной ковровой дорожке. Актеры из его фильма «Лето», который участвовал в основном конкурсе, прошли на премьеру под вспышками фотокамер с табличкой, где было написано имя «Кирилл Серебренников». А после люди в майках с его портретом открывали «Кинотавр» в Сочи.

Серебренников под домашним арестом сам смонтировал эту черно-белую фантазию про внутренний мир молодых и талантливых музыкантов из ленинградского рок-андеграунда на исходе совка. И вот уже в начале сентября в прокат выходит новый фильм — «После лета». Самостоятельная неигровая картина, не просто фильм о фильме, а эмоциональное исследование о поколении русского рока с новыми героями — реальными друзьями и близкими Майка Науменко и Виктора Цоя.

Фото: Агентство «Москва»

Другие выпуски