«Единственный способ «убить» человека в наше время – это заблокировать аккаунт в соцсетях»

Художник Андрей Блохин о выставке «Блокированный контент» на венецианском фестивале
12/05/2017 - 01:08 (по МСК) Максим Товкайло

11 мая на венецианском биеннале открыли свои двери павильоны стран мира. Центральная идея, которая должна была объединить всех художников — гуманизм.

Все начинается с выставки Григория Брускина, который воссоздает мир тоталитарного государства. Он похож на театр и немного на археологическую раскопку. Второй проект — это молодая группа из Краснодара Recycle, которая сделала выставку «Блокированный контент».

Сегодня на Венецианской биеннале открыли свои двери павильоны стран мира. Центральная идея, которая должна была объединить всех художников, — гуманизм, но вот русский павильон, вопреки традиции, получился очень политическим. Однако вице-премьеру Ольге Голодец он очень понравился, она даже неожиданно предложила привезти выставку в Москву. Русский проект в Венеции посвящен тоталитаризму. Все начинается с выставки Григория Брускина, который воссоздает мир тоталитарного государства, он похож на театр и немного на археологическую раскопку. Второй проект — это молодая группа из Краснодара Recycle, которая сделала выставку «Блокированный контент», о том, как мы находимся в зависимости от интернета, и как нас хотят его лишить.

С нами на связи Андрей Блохин, художник, участник арт-группы Recycle и участник биеннале. Андрей, почему вы заинтересовались темой блокировки интернета, блокировки контента?

Этот проект назрел давно, и нам хотелось его показать в каком-то правильном месте. И так уж подвернулось, что нам посчастливилось поучаствовать в национальном павильоне в этом году в Венеции. А тема, она близкая по многим параметрам, потому что мы все люди, живущие в XXI веке, мы все пользуемся этими технологиями, и мы просто не замечаем, как вокруг этого создается новая мораль, новые взгляды на жизнь. Персональные данные все считываются, где-то хранятся, и, по сути дела, внутри фейсбука или любой другой соцсети, человек может жить вечно, потому что его профайл живет вечно. Единственный способ его убить — это его заблокировать, собственно, эта тема нас интересовала.

А вы как-то обсуждали вашу выставку, вашу экспозицию с официальными российскими лицами, с Минкультуры, с госпожой Голодец, которая приезжала в Венецию?

Нет, у нас есть куратор и комиссар павильона, собственно, все разговоры мы вели с ним, и проект с ним тоже утверждали.

Андрей, а вообще, как вы думаете, почему российская экспозиция в этом году, по словам, получилась такой политической? Это что, отражение ситуации в стране?

Вы знаете, в нашем случае это не отражение ситуации в стране, а это глобальный взгляд на те проблемы, которые есть во многих странах. И даже не в странах дело, а в человеческой природе, в том, как это меняет нашу жизнь. И на самом деле, проект, я бы не сказал, что он какой-то политический, понятно, что каждый может прочесть определенные смыслы в нем, так или иначе, в любом художественном произведении кроются разные подтексты.

А вы какой смысл закладывали?

Как я вам и объяснял, этот блокированный контент, это та виртуальная смерть, как виртуальная тюрьма, в которой человек может находиться, и быть абсолютно заблокированным, что никакие персональные его данные не будут никому показываться. Это все будет храниться на серверах, но у него нет возможности вернуться обратно в эту, скажем, вечную жизнь.

Проекты российских художников, экспозиции из России пользуются популярностью в Венеции? Вы наверняка ходили по выставке, по городу.

Безусловно пользуются, потому что были дикие очереди. Сегодня полегче, но вчера было совсем очень много людей.

Что еще посмотреть тем, кто в ближайшие дни, возможно, приедет в Венецию? Дайте совет.

Мне очень понравился павильон Германии. Очень хороший павильон Франции, у них там постоянные перформансы музыкальные, с разными музыкантами, потому что тема Viva Arte Viva! в их случае раскрылась более позитивно, нежели чем в нашем.

Спасибо большое.

Фото: DepositPhotos

Также по теме
    Другие выпуски