Власти хотят потратить 1,8 трлн рублей на создание самолетов. Это оправданные траты?

12/07/2021 - 22:48 (по МСК) Дмитрий Варламов

Конкуренция за средства Фонда национального благосостояния становится все острее. В правительстве хотят выделить на российское авиастроение рекордную сумму. Большую часть денег планируется взять именно из антикризисного фонда. Подробнее о том, сможет ли отечественный авиакомплекс освоить мега-бюджет, — в материале Дмитрия Варламова.

735 новых воздушных судов собираются построить в России к 2030 году. Такие цели поставлены в так называемом «плане создания конкурентоспособной продукции авиационной промышленности». Его разработали в Министерстве промышленности и торговли. С документом удалось ознакомиться газете «Коммерсант».

Амбициозный проект требует колоссального финансирования, однако разработчики проекта предельно реалистичны. Сейчас финансировать подобные инициативы можно только за счет федерального бюджета. Как ожидается, на эти цели потребуется не менее 1,8 триллионов рублей. А такие деньги найти можно только в Фонде национального благосостояния. 

Минпромторг предлагает взять в ФНБ чуть больше 1,5 триллионов рублей, это более десятой части нынешнего объема фонда. Уже в этом году на программу строительства новых самолетов предлагается выделить 10 миллиардов. Но основное финансирование должно начаться через пять лет. Вероятно, большая часть денег пойдет на выпуск среднемагистрального самолета МС-21.

Начало коммерческой эксплуатации будущего флагмана российского авиастроения МС-21 несколько раз переносилось. Первоначально среднемагистральный самолет хотели передавать заказчикам в 2017-м. Но по ныне действующим планам, эти самолеты попадут в авиакомпании не ранее 2022 года. В Объединенной авиастроительной корпорации задержки связывают с западными санкциями. 

Впрочем, отсутствие зарубежных комплектующих не сильно беспокоит правительство. О масштабных планах развития поставок МС-21 в прошлом году рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров:

«На начальном этапе мы должны выйти за три года на первые четыре машины. 2023 год — порядка 10-15 машин, 2024 — мы должны выйти под 30 и с 2025 года — 36, и нарастить до 72 машин по году».

Еще одной машиной, которая должна стать основой российского авиапарка, планируют сделать Ил-114. Этот небольшой самолет совершил первый полет более 30 лет назад. Турбовинтовой Ил так и не завоевал популярность. Всего их выпущено менее 30, а сейчас летают единицы. Возродить самолет решили в 2014 году, в ответ на санкции. 

Если у правительства получится реализовать оптимистичный сценарий, и заявленные 100 самолетов в год будут выпускаться, то едва ли российский рынок сможет освоить все машины. Сейчас его годовая потребность в новых самолетах — всего несколько десятков. 

Пока неясно, оправданы ли такие масштабные денежные вливания в гражданское авиастроение. Международные перевозки находятся в кризисе, а недавние попытки вывести российский Superjet 100 на зарубежный рынок оказались безуспешными. 

Тем не менее, не только в правительстве, но и в Кремле готовы тратить средства ФНБ. Тем более, что его объем уже превысил 7% от размера ВВП. 

Владимир Путин, президент России: Прошу Правительство в месячный срок представить конкретные предложения по инвестированию средств ФНБ, в том числе в инфраструктурные проекты. 

Фото: Марина Лысцева / ТАСС

Другие выпуски