«Аэрофлот» вместо денег будет давать ваучеры за отмененные рейсы. Как спасаются авиакомпании по всему миру

29/04/2020 - 22:07 (по МСК) Евгения Зобнина

Деньги не вернут — вместо этого предлагают оформить другой билет с открытой датой. «Аэрофлот» придумал, как поступать с вынужденно и добровольно отмененными перелетами из-за эпидемии коронавируса. Пассажирам предложат обменять их сгоревшие билеты на ваучеры, причем с премией в виде скидки. Улететь можно будет в любое время вплоть до конца 2020 года — при условии, что будет, куда лететь. Речь идет как о внутренних, так и о международных рейсах. Ранее, в начале апреля, «Аэрофлот» технически закрыл возможность оформить возврат денег за аннулированные билеты. В том, что ждет авиакомпании и пассажиров в ближайшем будущем, разбиралась Евгения Зобнина.

Почти все российские авиакомпании перешли на обмен сгоревших из-за пандемии билетов на ваучеры. Но стараются не использовать связанное с приватизацией 90-х слово. У S7 — сертификаты, к их стоимости еще добавят 10% от отмененного рейса. У «Уральских авиалиний» — тоже сертификаты на три года или бонусы на личный счет. У «Победы», дочки «Аэрофлота», — деньги, которые вернутся на счет в личном кабинете.

Сам «Аэрофлот» перестал возвращать билеты деньгами еще 8 апреля. 13 апреля гендиректор Виталий Савельев просил узаконить ваучеры в письме президенту Российского союза промышленников и предпринимателей Александру Шохину. Но против таких мер — прежде всего, сами пассажиры.

Сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов: Предположим, я пять лет копил на путевку в Турцию, кое-как накопил, взял отпуск, отпуск у меня сорвался, когда у меня в следующий раз произойдет такой отпуск? Через три года, через пять, через 10? И получается, что в этой ситуации авиакомпания мне говорит — слушай, деньги ты оставляешь у себя на счету, мы оставляем у себя на счету, воспользоваться ты ими не можешь и, наверное, не сможешь дальше — спасибо тебе за оказанную нам помощь.

Несмотря на это, предложение о ваучерах авиаперевозчики пытались протолкнуть еще до письма «Аэрофлота». Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обращалась к первому заму председателя правительства Андрея Белоусову:

«В этих условиях наиболее насущной потребностью авиакомпаний является сохранение их оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов. Для многих участников отрасли практически невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства. Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты своим пассажирам и грузоотправителям, чем они получают за бронирования своих услуг воздушной перевозки».

А два дня назад министр транспорта Евгений Дитрих направил премьеру Михаилу Мишустину письмо, в котором, в том числе, предложил дать перевозчикам разрешение два года не возвращать средства за билеты на отмененные рейсы, но выдавать ваучеры. Председатель российской АЭВТ Владимир Тасун отказался от комментария — говорить не о чем, ни одна из предложенных мер не выполнена, все еще идут совещания.

Между тем, авиакомпаниям нужно себя спасать. Помимо ваучеров, российские перевозчики поднимают цены в апреле на внутренние рейсы из Москвы на 50%, а то и 100%. Это на фоне поддержки от властей — Путин заявил, что выделят 23 млрд рублей на лизинг авиационной техники, оборотные средства, зарплаты и оплату стоянки самолетов. Правда, примерно эту же сумму обещали авиакомпаниям еще с 2018 как компенсацию за рост цен на керосин.

Независимый аналитик Дмитрий Адамидов: Очевидно, что поддержка какая-то будет, но здесь фокус вот в чем. Поддержка будет, как говорил Миронов — эту руку мы протянем не всем. Спасут «Аэрофлот», возможно, спасут Utair, может, S7 — как быть с остальными, пока не очень понятно. Это зависит от того, какую сумму выделят, какие лоббистские ресурсы у кого есть, с Росавиацией, с правительством. Подождем, я думаю, что для полного восстановления и оздоровления отрасли нужно миллиардов двести.

Во всем мире ситуация в авиаотрасли сложная. Цифр за апрель еще нет, а март уже назвали катастрофическим месяцем для авиации. Такие данные приводит Международная ассоциация воздушного транспорта, которая к слову, ваучеры одобряет: Общий пассажиропоток в целом по отрасли в марте сократился на 52,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — это самый большой спад в новейшей истории. С учетом сезонных колебаний пассажиропоток в мире вернулся к уровню, который последний раз наблюдался в 2006 году.

Как обстоят дела у компаний за границей? У группы компаний Lufthansa закрывается лоукостер Germanwings, все ее дочерние перевозчики сократят авиапарк и выведут больше 40 самолетов. Один час простоя стоит группе компаний один миллион евро.

Компания выпустила заявление еще в начале апреля:

«Совет директоров Lufthansa не ожидает, что авиационная отрасль сможет быстро вернуться к уровням до начала коронавирусного кризиса. Согласно его оценке, потребуются месяцы для полного снятия глобальных ограничений на поездки и годы, пока мировой спрос на авиаперевозки вернется к докризисному уровню».

Немецкое правительство согласилось предоставить Lufthansa около девяти миллиардов евро взамен на четверть акций и две должности в ее наблюдательном совете, об этом сообщило издание Business Insider. Но компанию это не устроило, и Lufthansa сейчас рассматривает возможность заявки на реструктуризацию бизнеса для защиты от банкротства. Хотя это скорее торговля главы компании Канстера Шпора с канцлерем Ангелой Меркель.

Точно так же Минфин США разработал программу поддержки, но с условием, что государство сможет купить акции перевозчиков. Однако эксперты поясняют — речь идет не о рейдерском захвате, а о гарантии.

Сотрудник института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко: Во всем цивилизованном мире за пределами наших границ считается, что правительство не должно владеть. Это не способ установить госконтроль над авиакомпаниями, это никому не нужно. Это всего лишь инструмент контроля, который в общем необязательно задействовать.

Французская компания Air France получит господдержку от властей — семь миллиардов евро. Из них три миллиарда от государства, а еще четыре миллиарда — кредитная помощь от банков.

Проблемы также возникли у British Airways и Scandinavian Airlines — они заявили, что будут сокращать расходы и штат сотрудников.

Зато уже на этой неделе самолеты авиакомпании Emirates должны возобновить перелеты во Франкфурт, Джакарту, Лондон, Мадрид, Манилу и еще в несколько стран. У них, правда, сложности с возвратом билетов — компания обещает обработать полмиллиона возвратов только до августа. Вот только какого года, умалчивает. А еще очень просит своих пассажиров менять сгоревшие билеты на ваучеры.

Фото: Агентство «Москва»

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Другие выпуски