«Пожар двигателя — это не причина, а следствие»: разбираем все версии крушения под Тегераном с авиаэкспертом

09/01/2020 - 21:25 (по МСК) Татьяна Малкина

Продолжается расследование причин и обстоятельств катастрофы самолета Boeing 737 «Международных авиалиний Украины» в Иране — в ночь на 8 января борт потерпел крушение вскоре после вылета из аэропорта имени Имама Хомейни по маршруту Тегеран — Киев. Все находившиеся в самолете погибли — это 167 пассажиров из семи государств и 11 членов экипажа граждане Украины. Всего 176 жертв. Можно ли уже делать какие-то выводы о причинах крушения, мы обсудили с независимым авиаэкспертом Вадимом Лукашевичем.

 

В связи с тем, что за несколько часов до крушения Тегеран выпустил ракеты по военным базам американцев в Ираке, первые предположения о причинах крушения намекали на случайную иранскую ракету. Еще утром 9 января западные разведслужбы и официальные лица Ирана склонялись к версии о «техническиой неисправности» борта. Служба национальной безопасности Украины, напротив, выдвинула три возможные версии: зенитная ракета, столкновение с беспилотником и теракт.

Американский канал СВS сообщил, что, по данным источников, самолет был сбит иранской ракетой — якобы американцы зафиксировали включение иранского радара и две инфракрасных вспышки пуска ракет, предположительно ЗРК «Тор», за которыми последовала инфракрасная вспышка от взрыва.

Представители МАУ подчеркивает, что Boeing был практически новым и прошел ТО 6 января, за два дня до крушения.

Черные ящики Boeing повреждены, но информация на них доступна. Работают с ящиками иранские специалисты, поскольку Тегеран настаивает на своей прерогативе в расследовании катастрофы. Иранские власти также отказались передавать черные ящики США и компании Boeing.

 

Мы все только что получили новость о том, что источники в Пентагоне усиленно теперь говорят о запусках ракет изготовленного в России, разработанного в России ЗРК «Тор».

Вы знаете, сейчас в самом деле сложно что-то говорить, потому что, допустим, сегодня в первой половине дня было сообщение Reuters, оно обобщило данных иностранных западных разведок о том, что нет доказательств запуска зенитной ракеты, а сейчас появились новые сообщения. У меня тогда сразу вопрос к американцам: а что вы молчали? Ваши данные были же с самого начала, понимаете?

Но у них была ночь.

Да, была ночь, они спали. А на самом деле версия теракта на борту или уничтожения самолета зенитной ракетой изначально была приоритетной, то есть здесь ничего не добавилось. Американцы теперь только говорят о том, что была зафиксирована работа радара и, соответственно, две вспышки.

Дело вот в чем. Понимаете, к любой версии есть сейчас какие-то вопросы. Есть эта инфракрасная, допустим, ракета с инфракрасной головкой. Она летела на двигатель. Соответственно, опять же по последним данным, украинские специалисты, которые попали на место падения и смотрели оба двигателя, говорят, что в двигателе следов пожара нет, горел салон. А салон устроен так, что там гореть-то, по большому счету, нечему. Чтобы он загорелся, нужно постараться, то есть возникает версия теракта на борту.

В любом случае мы сейчас можем сказать о том, что на борту сразу после взлета произошло какое-то такое очень сильное событие, да, которое, во-первых, сделало невозможной радиосвязь, летчики приняли решение на возврат, самолет правым виражом развернулся в сторону аэропорта. При этом видно, что он даже не заходил на аварийную посадку, а просто тянул в сторону аэропорта, то есть он фактически заходил чуть ли не перпендикулярно полосе. Не дотянув, он упал.

Видео, которое было опубликовано, такой огненный шар, который на ночном небе падает, видно, что достаточно крутая траектория, то есть это не глиссада посадочная, это градусов 20–25. Сложно сказать вообще, потому что непонятно, откуда снимали, какая точка съемки. Но понятно, что в этот момент самолет уже был неуправляем, горел сильно. Еще интересный момент такой, что он упал фактически на поле, но нет ни сильной борозды, ни воронки, то есть взрыв был очень сильный, настолько сильный и при первом же касании поверхности, что фактически самолет не успел зарыться. Все обломки очень маленькие. Даже если мы возьмем, допустим, малазийский Boeing, сбитый над Донбассом, там были крупные фрагменты, например, крыло. Здесь этого нет. Был очень сильный взрыв.

Конечно, основные версии, которые озвучивала сейчас Украина, в отличие от Ирана, который сразу сказал: «Технические проблемы, ничего подобного»…

Да, сломался ваш Boeing.

В данной ситуации пожар двигателя ― это уже не причина, это следствие чего-то, что в конечном итоге привело к катастрофе. Версия ― теракт на борту, соответственно, версия ― сбили. Она была интересна с самого начала, потому что если мы начинаем смотреть геополитическую ситуацию, все понятно. Американцы уничтожают Сулеймани в Ираке, Иран тут же грозится ответить, Америка тут же объясняет, что как только вы, так сказать, ответите, 52 объекта будут уничтожены с воздуха. Иран запускает десять баллистических ракет, и понятно, что ответка будет через воздух. То есть Иран сразу приводит все силы ПВО в полную боевую готовность.

В этой ситуации, так сказать, продолжать эксплуатацию гражданских аэропортов было вообще, я считаю, просто преступлением.

Кстати, у меня в связи с этим есть такой вопрос, что сегодня, согласно FlightRadar, вполне себе происходили, продолжались рейсы гражданские, коммерческие авиарейсы, перевозящие наших пассажиров из Дубая в Москву и так далее. Насколько это оправдано?

Над территорией Ирана? Понимаете, дело в том, что даже после уничтожения малазийского Boeing MH17 еще несколько часов «Аэрофлот» летал над Украиной. То есть это вопрос уже к нашим авиакомпаниям. В общем-то, мы видим по событиям последнего времени, можно вспомнить катастрофу в Шереметьево 5 мая и так далее, что авиационная безопасность в России на последнем месте. По итогам прошлого года наша, так сказать, аварийность в гражданской авиации, то есть впереди нас уже не только Европа и Америка, а уже и Китай. Поэтому это вопрос к нашим авиакомпаниям.

А решение, запрещать ли полеты над какой-то территорией или нет, кто его принимает?

Закрывает воздушное пространство страна.

Страна все-таки.

Иран должен закрыть воздушное пространство, вообще или, допустим, какие-то аэропорты. Но сами авиакомпании вправе принимать решение, куда лететь, куда не лететь. В общем-то, некоторые авиакомпании изначально уже несколько дней не летают над Ираном.

Это логично, да.

Вопрос безопасности, да. То есть как авиакомпании заботятся о безопасности своих пассажиров, экипажей, материальной части и так далее.

Скажите, пожалуйста, кстати, вот это расследование само ― в чьей юрисдикции такого рода расследования катастроф бывают? Страны, на территории которой?

Все вопросы расследования регламентируются приложением 13 Конвенции гражданской авиации ИКАО. Там четко сказано, что расследование проводит страна места события. Это Иран. Но она, кстати, может кому-то делегировать, это такое политическое решение, как в свое время Украина по малазийскому Boeing передала расследование голландцам.

То есть Иран, но он обязан привлекать страну-эксплуатант (Украина), страну-разработчика (Соединенные Штаты), страну-производителя (это тоже Соединенные Штаты). Поэтому Иран вправе в самом деле не передавать, допустим, «черные ящики» кому-то.

То есть он не обязан это делать.

Не обязан. Но там четко сказано в документации, что если у него есть оборудование и достаточная квалификация сотрудников для чтения этих «черных ящиков». С моей точки зрения, было бы логично, чтобы он передал куда-нибудь в третью страну. Если, допустим, опять же мы посмотрим MH17, там получилось, что когда нашли «черные ящики», сепаратисты тут же сказали: «Отдадим только Москве». Мы сказали: «Ну зачем нам такой подарок?». И тогда они были переданы Малайзии, Малайзия передала голландцам, а голландцы передали Великобритании, расшифровка была в Великобритании.

Поэтому сейчас, с моей точки зрения, если Иран реально не при чем, если он реально хочет уйти от всех обвинений в ангажированности и так далее, он бы тоже мог кому-то передать, чтобы под его присмотром, под его контролем, в присутствии всех заинтересованных сторон производились вскрытие и расшифровка. Он ничего не потеряет. Другое дело, что любая такая попытка затянуть одеяло на себя, естественно, приводит к неким подозрениям в нечистоплотности.

Вообще это очень сложная ситуация, потому что, во-первых, это самая горячая точка сейчас на нашей планете. Она находилась на момент катастрофы, до заявления Трампа, такого более миролюбивого, мы фактически стояли на грани войны. И посмотрите, какой состав погибших, да? Там не только же иранцы, там украинский экипаж, там 60 канадцев.

Канадцы, немцы.

Там много кто. Это затронуло всех, и та же Канада, и немцы будут требовать объективного расследования. А Иран, в общем-то, сейчас настолько токсичен, что к нему пристальное внимание. Поэтому, с моей точки зрения, Иран, пусть он хочет рулить, это ради бога, но он должен привлечь максимальное количество экспертов для того, чтобы потом результаты расследования были всеми признаны, иначе это все бессмысленно.

То есть если есть понимание, что расследование такой чудовищной катастрофы не должно становиться заложником политических, геополитических всяких игр, должно быть проведено добросовестно, в интересах всех сторон максимально широко привлечь специалистов, правильно я понимаю?

Тем более что по интернету гуляют фотографии уже обломков нашей ракеты, поставленной в Иран.

Да, кстати, насколько достоверны эти фотографии и эти обломки? Или невозможно сказать?

Это вопрос отдельный. Тем не менее Украина правильно говорит о том, что они должны попасть на место, они должны сейчас этот обломок найти, понять, имеет ли он какое-то отношение к упавшему самолету, или, может быть, его подбросили, или он там лежит уже неделю и так далее.

В любом случае эти фотографии, эти сведения, а особенно то, что сейчас говорят американцы буквально, да, говорит о том, что версия внешнего воздействия на самолет становится приоритетной, потому что в самом деле опытный экипаж, новый самолет.

Только что обслуженный, да.

Конечно, вероятность какая-то может быть, что все равно что-то случилось, но тем не менее. Если сейчас смотреть все возможные версии, то, конечно, вопрос внешнего воздействия ― снаружи ракетой или взрыв изнутри в виде теракта ― выходит на передний план.

Скажите, пожалуйста, а почему, кстати, как я понимаю, аэропорт имени Хомейни в Тегеране считается сложным, его отрабатывают на тренажере? Что в нем такого сложного, не знаете?

Честно скажу, мне сказать сложно. Я сам с этим вопросом не разбирался. Очевидно, что какие-то национальные особенности, может быть, состав оборудования аэропорта, может быть, вопросы захода. В любом случае здесь именно из-за этой сложности в составе экипажа был инструктор. Вообще это был реально опытный экипаж, там у командира одиннадцать тысяч часов налета, у второго пилота девять, у инструктора ― двенадцать. Это в самом деле очень сильный, очень подготовленный, очень квалифицированный экипаж. Такой налет очень редок и в «Аэрофлоте», в наших компаниях, это вообще очень редкий налет, достаточно большой.

Да, как экс-президент, собственно, авиалиний сказал: «Рейс ― наша гордость, тренировка, мы тренировались». Кстати, пока мы с вами разговариваем, внезапно президент Трамп проснулся тоже и сказал, что лично он очень сомневается в версии механических неполадок. То есть он тоже голосует за версию внешнего воздействия, но при этом на его слова немедленно отреагировал официальный Киев, как я понимаю, из администрации президента Украины сказали, что считают преждевременным делать какие бы то ни было выводы о причинах.

В данном случае администрация президента Украины Зеленского гораздо умнее, чем президента Америки.

Сейчас очень важно не сделать какого-то лишнего комментария.

Потому что в данной ситуации началось расследование, на месте работают специалисты нескольких стран. И сейчас вся информация должна быть взвешенная только от них. Сейчас любые заявления политиков, что они считают причиной катастрофы, неправильны. Заявление, допустим, канадского премьера очень правильное: он надеется, хочет, чтобы расследование было наиболее подробным и тщательным. Это правильное заявление. А что там кому в какой стране, к чему он склоняется ― с моей точки зрения, в общем, это политиканство.

Спасибо большое. Кстати, как вы думаете, есть надежда на то, что в какие-то относительно сжатые сроки это расследование будет завершено, или это будет такой второй Boeing своего рода, бесконечная гнойная рана?

Если нет политической составляющей, если там в самом деле какая-то чисто техническая причина, то, в общем-то, это будет известно более-менее. То есть по нормативу ИКАО первый отчет должен появиться по итогам года или в течение года. То есть предварительный отчет в течение месяца, а потом в течение года.

Если здесь есть политическая составляющая, значит, будет некий умысел каким-то образом чего-то как-то избежать.

Под политической составляющей вы, собственно, имеете в виду внешнее воздействие. Если Boeing был сломан, сломался или сам как-то упал, то это будет в течение года известно.

Допустим, он был сбит ракетой, да, соответственно, иранские военные это знали в первую секунду, но в течение суток еще гуляла версия техническая. И самое интересное, что наши российские СМИ стали пропагандистски продавливать именно иранскую версию, что вот эти слухи в интернете, на форумах гуляют, это, в общем, все интернет, а на самом деле там, так сказать, техническая неисправность. Тут видно, что мы как бы помогаем Ирану в его версии.

В этом плане Украина более последовательна. Есть целый ряд версий, включая техническую.

Да, они как-то очень аккуратно высказываются.

Да, это понятно, почему ― потому что им выплачивать компенсации и так далее в случае технической проблемы. Они говорят, что есть несколько версий, включая техническую, мы расследуем все. С точки зрения расследования они равноценны. Это очень правильный подход. Мы опять же начинаем какие-то политические игры, Россия, к сожалению. Если сейчас выяснится, что там еще и наша ракета, соответственно, у нас получится… Это не будет говорить о том, что, конечно, у нас ракеты хорошие, потому что мы сбиваем гражданские самолеты, они очень легкие цели.

Мне подсказывают, что неправильно называть ее нашей. Мало ли, полмира воюет…

По крайней мере, на фотографиях там наш, российский…

Не наша, а российского производства.

Да. Суть в том, что мы продаем ракеты за рубеж, но каким-то отъявленным мерзавцам.

Знаете, ракеты вообще вряд ли хорошие, ангельские люди покупают, так что что уж мы на святое замахнулись. Вадим Павлович, спасибо вам большое. Я надеюсь, что в относительно скором будущем мы сможем с вами еще поговорить о каких-то уже результатах.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Wana News Agency / Reuters

Также по теме
    Другие выпуски