27 июня произошла авария самолета АН-24 в Бурятии. На его борту находились 47 человек, когда самолет выкатился за пределы взлетной полосы, столкнулся со строениями и загорелся. Два человека погибли, более 30 оказались в больнице. Богдан Бакалейко разбирался в обстоятельствах этой аварии и состоянии самолетов в гражданской авиации России.
10:24 утра. В аэропорту Нижнеангарска совершает аварийную посадку самолет Ан-24 авиакомпании «Ангара». В воздухе за 30 км до этого второй пилот сообщает диспетчеру — у самолета отказал левый двигатель. Сначала посадка кажется нормальной — Ан соприкасается с полосой, но скорость почему-то не снижает. Еще несколько секунд, и судно выезжает за полосу и врезается в здание очистных сооружение. После удара начинается пожар.
До взрыва бортпроводница Елена Лапуцкая вывела всех 43-пассажиров. Потом станет известно — в аварии погибли первый пилот и бортмеханик, больше жертв нет. 30 человек пострадали. Пассажиры рейса после будут вспоминать - эвакуация была нервной.
Пассажир загоревшегося самолета Ан-24: Когда мы приземлились, самолет тряхнуло. У многих кресла сложились. Люди начали паниковать. Но все были в сознании. Стюардессу я не видел… Люди крупные... толкали всех. Там была семья с грудным ребенком. Их очень долго не вытаскивали, потому что толкались все. Я чуть не поседел. Когда я был еще в салоне, начался пожар. Я уже был готов умереть, у меня была паника: «Все, прилетел»
Это не первая авария Ан-24 авиакомпании «Ангара». В 2011 году у самолета, летевшего из Томска в Сургут, загорелся левый двигатель. Экипаж вынужденно садился на реку Обь — от удара с водой самолет разломился на две части. Из 37 человек на борту семеро погибли, еще 26 получили ранения.
Два года назад у самолета «Ангары» также загорелся двигатель в воздухе. На этот раз был Ан-148, летевший из Талакана в Иркутск. Тогда экипаж пошел на посадку, никто не пострадал.
Кроме этих трех происшествий, у «Ангары» еще взрывался вертолет Ми-8. Правда, его компания выделила для нужд МЧС, а на борту было две тонны взрывчатки. При этом «Ангара» — это маленькая региональная авиакомпания. Она использует только старенькие Ан, которым в среднем по 30-40 лет. За прошлый год «Ангара» перевезла 400 тысяч человек. Для сравнения, «Аэрофлот» — 35 миллионов. Из 20 направлений, — у компании в основном поселки, — районы, в которые крупные перевозчики практически не летают, а популярные Boeing, Airbus и Sukhoi даже и не смогут приземлиться. Эксплуатация Анов - здесь скорее вынужденная мера.
Андрей Крамаренко Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: Ан-24 менять то не на что. Он летает по 40 лет не потому, что авиакомпаниям его хочется эксплуатировать, а потому что на аэродромах того качества, которое есть в нашей стране, региональных, другой самолет взлетать не может. Если посмотрите на график перевозки пассажиров на Ан-24, Ан-26, то за последние лет десять практически не изменилось. Грунтовая, да еще и размытая бывает. Ан-24 с такой полосы взлетит и на такую полосу сядет. А Superjet уже нет. Он там и останется, как вечная память строителям полосы.
Сейчас в России эксплуатируется 44 Ан-24. За 60 лет своего существования с ними произошло 155 серьезных аварий, погибло более 2000 человек. Но пилоты считают Ан-24 безопасным самолетом. Правда, в Ан практически нет компьютеров — в отличие от новых Boeing и Airbus. Поэтому во время неполадок, например, в двигателе, экипаж должен самостоятельно анализировать степень повреждений. Более того, из-за длительной эксплуатации, даже при правильной диагностике и ремонте самолет все же изнашивается.
Вадим Базыкин заслуженный пилот России: Наверняка эти моторы тоже были где-то 70-80-х годов. Хотя они проходят капитальный ремонт, тем не менее, старые модели — износ очень серьезный. Мне кажется, надо эту машину все-таки, по-хорошему, уже списывать, прощаться с ней. Другой вариант — то, что у нас нет, к сожалению, пока замены.
По факту аварии самолета, как обычно бывает, возбуждено уголовное дело. Виновных наверняка найдут. Хотя проблема с Ан, кажется, комплексная. Самолеты давно пора списывать, но альтернативы никакой нет. Получается, программу развития региональных перевозок, о которой уже десять лет говорит Владимир Путин, спасают самолеты 60-летней давности.
Строить в поселках современные аэропорты тоже невозможно, да и нелогично. И в этих условиях авиаконструкторы России, по требованию Кремля, предлагают рынку самолеты, которые ломаются чуть ли не после каждого взлета, стоят в ремонте существенно дороже конкурентов и не в состоянии взлететь из сельских аэропортов.
Фото: Пресс-служба МЧС Бурятии/ТАСС