Как один суд может изменить весь рынок лекарств в России

Сегодня, 11 апреля, в московском арбитражном суде продолжили судиться две фармацевтические компании — «ПИК-Фарма» и R&D Pharma. Первая лекарства производит, вторая — их проверяет. То есть после клинического исследования от R&D производитель лекарства может узнать, что у его препарата есть неизвестные полезные свойства, а может, наоборот, узнать, что таблетки вообще не работают.

В 2012 году «ПИК-Фарма» попросила проверить свои таблетки для диабетиков: с 2010 года в России новые стандарты для лекарств, и такие исследования тогда проходили все препараты на рынке. Но потом контракт с R&D Pharma разорвали  — «ПИК-Фарма» оказалась недовольна результатами исследования. А через некоторое время узнала, что R&D Pharma теперь рассылает в больницы отчеты о том, что таблетки неэффективны при лечении диабета.За эту рассылку «ПИК-Фарма» подала на R&D Pharma в суд.

Лилия Яппарова побывала на заседании и теперь думает, что все может оказать сложнее, чем кажется на первый взгляд, а исход тихого арбитражного процесса вполне может повлиять на качество всех будущих российских лекарств.

Лаборатория R&D Pharma действительно писала письма в больницы, в Минздрав, в Росздравнадзор — устроила настоящую рассылку о том, что препарат «Дибикор» не лечит диабет. И если он диабет лечит, то получается, что R&D Pharma устроила целую кампанию по диффамации – а если все таки нет, то R&D поступила по закону: сообщать о неэффективности препаратов — это обязанность исследовательских компаний.

Получается, что или «ПИК-Фарма» судится за свою честь и достоинство, или R&D Pharma  пытается отстоять грамотность своего исследования. Это значит, что суду придется в какой-то момент для самого себя решить: помогают таблетки «Дибикор» диабетикам второго типа или нет. Говорят, до сих пор российский суд таких задач перед собой не ставил.

При этом опыт в фармацевтике мог бы очень пригодиться российскому суду. Многие нынешние препараты впервые регистрировались еще в 80-х: участники фармацевтического рынка тех времен рассказывают, что могли приехать к профессору, поставить на стол бутылку коньяка, попросить написать реферат про аминокислоту, и на основании такого реферата лекарство выходило на рынок.

Препарат «Дибикор» на рынке, кстати, уже 25 лет. R&D Pharma проверяла его по новым международным стандартам: это значит, что «Дибикором» долго лечили 160 мужчин и женщин из Ростова, Курска, Перми, Томска, Казани. На каждого завели толстую медицинскую карту, брали кровь, записывали, когда подскакивала глюкоза.

И исследование показало, что «Дибикор» эффективен, как диета. Активное вещество препарата — это таурин. Диабетологи говорят, что принять таблетку таурина — это как съесть буханку ржаного хлеба или с пол ладони рыбы (только обязательно холодные океанические сорта).

Есть лекарства, которые могут разбудить спящие в поджелудочной «островки Лангерганса» — это клетки, которые вырабатывают инсулин. Аминокислота таурин такого не может, и нигде в мире его не включили в список рекомендованных для лечения диабета ни для основной, ни даже для вспомогательной терапии.

«Дибикор» — третий главный препарат компании «ПИК-Фарма». Зарабатывает он меньше чем флагманы «Пантогам» и «Элькар», но все-таки его нужно пить (четыре пачки в месяц).

Интересно, что Минздрав узнал о том, что «Дибикор» не лечит, больше года назад, но из списков одобренного министерством его еще не убрали.

Минздрав, в конце концов, сам признает, что 25 процентов одобренных им лекарств — плацебо. А половина этих плацебо входят в список жизненно-важных, которые гражданам покупает государство. Из источников в Росздравнадзоре стало известно, что «ПИК-Фарма» тоже предполагала лоббировать «Дибикор» как жизненно важное лекарство. Если верить исследованию R&D, то это все равно, что лечить диабет витаминами.

Но у компании «ПИК-Фарма» вообще-то очень успешная судебная биография. Например, когда-то в Арбитражном компания выиграла себе права на формулу «Левомеколя» — это еще с семидесятых популярная народная мазь. 11 апреля в суде эксперт, которого пригласила «ПИК-Фарма», рассказал, что исследование было проведено с неточностями — о  ненадлежащем ведении записей, например. R&D и сама признает, что в исследовании были ошибки: например, «Дибикор» не должны были проверять на людях старше 70-ти, но в итоге на испытания попал один 72-летний пациент.

В этом споре Минздрав пока держит нейтралитет. И сейчас у наблюдателей складывается впечатление, что министерство будет ждать столько, сколько понадобится. Высказываются и такие предположения: если «ПИК-Фарма» выиграет этот суд, то хороших, то есть хорошо проверенных   лекарств, в России не будет еще долго. 

Фото: Рамиль Ситдиков/РИА Новости

Другие выпуски