«Робот с роботом всегда договорятся»: сможет ли Россия стать новой столицей криптовалют

12/07/2017 - 00:01 (по МСК) Павел Лобков

Российской экономике отчаянно нужен рост — это общеизвестная истина. В последнее время чиновники и бизнесмены с надеждой обратились к новым технологиям, в частности, к блокчейну, в поисках новых драйверов роста. Насколько тезисы о «цифровой экономике» коррелируют с реальностью и почему Путин прислушался к 23-летнему студенту, занимающимся криптовалютами — в репортаже Лилии Яппаровой.

Студент-второкурсник читает лекцию федеральным чиновникам — так это выглядит со стороны. Разработчику Виталику Бутерину и правда всего 23, но на Петербургском экономическом форуме он выступал как создатель платформы Ethereum – то ли будущей глобальной криптовалюты, то ли языка, на котором будут разговаривать наши машины. В России Бутерин не успел сходить даже в школу – и все-таки русский канадец остается «программистом российского происхождения». Гостям форума Бутерин рассказывал, как попал в блокчейн.

Виталик Бутерин, основатель фонда Ethereum: «Я пошел в интернет, заработал 20 биткоинов и потом 8 из них потратил, чтобы купить рубашку. Теперь эти биткоины стоят 20 тысяч долларов, а рубашку, жалко, потерял где-то в поезде в Лондоне».

Тогда Бутерин понял главное: чтобы создать альтернативу банковской системе, хватит несколько тысяч людей с включенными ноутбуками. Криптовалюта как торрент-трекер: тут каждый компьютер ведет сразу всю бухгалтерию – поэтому пользователи могут друг другу доверять. Так и работает основанная Бутериным платформа Ethereum – и это же Бутерин пытался объяснить собравшимся на форум.

«Это был очень большой зал, тем не менее абсолютно набитый битком. Люди стояли прямо в коридорах. Был аншлаг», — рассказал Владислав Мартынов, представитель Ethereum в России.

В Петербурге Бутерин успеет обсудить блокчейн с Владимиром Путиным – Мартынову тогда показалось, что президенту приятно было поговорить с вундеркиндом российского происхождения. «Мне кажется, ему было приятно, что русский парень, гражданин России, талантливый человек стоит за такой технологией, которая была признана всем миром», — рассказал он. Всего через месяц президент уже посылает сигналы: появилась новая технология – отставания допускать нельзя.

«У нас есть нефть, газ, уголь, металлы, но нам нужен с вами рывок. Вот что нужно. И нужно это обеспечить. Один из наших коллег в одной из арабских стран – бывший министр нефти – как-то сказал: каменный век закончился не потому, что камни кончились, а потому, что появились новые технологии», — заявил Владимир Путин.

Блокчейн – это технология, призванная ускорить экономику России. Эта революция российских чиновников и банкиров, как рассказывает Мартынов, произошла еще до личной встречи Бутерина с Путиным. В год перед форумом ведомственные экспедиции ездили изучать технологию в Швецию, Канаду и Сингапур. Огромный интерес проявили «Сбербанк» и «Внешэкономбанк».

«Мы полностью друг друга понимаем и на одной волне с командой Сбербанка, мы на одной волне с командой Внешэкономбанка, мы очень хорошо понимаем, что и как нужно делать с Министерством связи», — подчеркнул Мартынов. Сейчас нельзя сказать, что ведутся переговоры о чем-то конкретном – пока это просто беседа. «Трудно наверно сказать, кто с нами не в контакте. По сути, все сейчас занимаются технологией блокчейн», — добавил представитель Ethereum.

А ведь еще полтора года назад, объясняет Мартынов, Минфин в своем законопроекте предлагал сажать за выпуск биткоинов - по данным организации «РосКомСвобода», в регионах за энтузиастами, которые пишут о криптовалютах в соцсетях, следила полиция.

«Люди довольно-таки сильно испугались: не каждый легко относится, если за ним ведется наблюдение, а оперативники начинают опрашивать его близких и знакомых», — рассказывает адвокат Саркис Дарбинян.

В 2011 году Марина Гурьева запускала московские технопарки – и узнала про блокчейн. Через три года прогрессирующее хобби станет работой, а Гурьева уйдет из правительства Москвы, чтобы стать сооснователем криптовалютного инвестфонда. Самым удачным вложением оказался Ethereum – скоро стало понятно, что этот блокчейн позволит превратить робота в полноценного экономического субъекта.

«Робот с роботом могут заключить договор, робот с роботом могут совершить торговую операцию. Мы-то привыкли, нам нормально, что если вдруг контракт не получился, то надо наорать на Петю или на Машу, позвонить операционистке Даше, которая в банке у нас [перевод] не приняла, и таможеннику, чтобы точно удостовериться, что у нас все хорошо и гладко. Но роботы же так не могут! Роботам-то надо, чтобы записано – и все как-то совершилось. И желательно, чтобы быстро совершилось», — заявляет Марина Гурьева.

Под управлением инвестфонда сейчас 23 миллиона долларов; доходность - 2600% годовых. Инвестиции, рассказывает Гурьева, в основном идут из Азии, США и Скандинавии.

«Да, у России есть какая-то доля во всей этой криптоэкономике. С точки зрения инвестиций, там есть доля России, СНГ и так далее. Но по сравнению вот с этими регионами, о которых я говорю, это мизерная доля», — поясняет Гурьева.

В России мало свободных денег – но это не значит, что мало и хороших продуктов. Как рассказывает Гурьева, практически каждой команде блокчейн-проекта есть русскоговорящий разработчик. Чтобы сделать ставку на блокчейн, России нужны только математики и инженеры. Полностью программируемые продукты - это лучшая из наших ограниченных возможностей. Шанс не отстать.​

Фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсант

Другие выпуски