«Второй Крым? Не дай бог». Глава «Левада-центра» о том, как Кремль будет поднимать рейтинг Путина

04/10/2018 - 21:01 (по МСК) Дарья Полыгаева

Самая болезненная реформа последних лет — пенсионная — продолжает оказывать влияние на рейтинг Владимира Путина. Несмотря на смягчение реформы от имени президента, уровень доверия к нему снижается. В сентябре показатель упал практически на «докрымский уровень» и составил 58%. (В 2013 году он держался на уровне в 55%). Интересно, что Путину доверяют меньше, чем российской армии: 66% участников опроса отметили, что армия «вполне заслуживает» доверия. Путин заслуживает доверия по версии 58% опрошенных. Обсудили результаты опроса и причины падения рейтингов доверия с Львом Гудковым, директором «Левада-центра».

Лев Дмитриевич, всему виной пенсионная реформа?

Нет, пенсионная реформа была лишь катализатором, собравшим все накопившееся недовольство. А в принципе мы фиксировали рост раздражения, социального напряжения с конца прошлого года. Оно только приостановилось на время избирательной кампании президента, а уже в апреле все показатели, социальные показатели недовольства, они начали расти, достигнув пика в августе.

Это раздражение связано в первую очередь с экономической ситуацией?

Со снижением реальных доходов населения, которые все-таки за четыре года вот этой крымской мобилизации, эйфории, доходы упали примерно на 11-13%, по разным оценкам. Ну и повышение налогов, повышение цен, рост цен на самые необходимые продукты: мясо, молоко и прочее, конечно, вызывает тревогу, неуверенность в предстоящем в обычной жизни. И вот это повышение пенсионного возраста, оно стало просто таким катализатором этого недовольства. Это гораздо более сложные причины, потому что логика населения примерно такая: у вас не хватает денег на внешнеполитические авантюры, на войну в Сирии, в Донбассе, и одновременно вы повышаете зарплаты полицейским, чиновникам и прочее, и лезете к нам в карман, то есть обираете тех, кто накопил деньги на старость, заставляете дольше людей работать.

У нас же принято все эти трудности не ассоциировать с президентом, а принято ассоциировать с кем-то, с чиновниками коррумпированными и так далее, но не с главным человеком.

Другие выпуски