«Реальные дебаты могут и не состояться»: кандидаты в президенты Украины осваивают видеоформат

04/04/2019 - 21:23 (по МСК) Анна Монгайт

Кандидат в президенты Украины Петр Порошенко принял вызов на дебаты кандидата Владимира Зеленского и пригласил его уже на следующий день сдать анализы на алкоголь и наркотики в клинике при «Олимпийском». Зеленский отказался сдавать анализы в этой клинике и предложил свою, а также предложил Юлии Тимошенко стать арбитром дебатов. Обсудили тему с украинским политологом Владимиром Фесенко и журналисткой «Громадське ТВ» Анастасией Станко.

Владимир, хотела спросить сначала вас. Скажите, пожалуйста, вот этот формат общения с помощью видеороликов, это импровизация или это какая-то давняя заготовка местных политологов и политтехнологов, как вы считаете?

Фесенко: Нет, политологи к этому вряд ли имеют отношение, это не давняя заготовка и не импровизация, это креативный политтехнологический ход команды Зеленского, именно его команды. Я думаю, что это работает команда «Квартала 95» в привычном стиле. Собственно, дебаты начались, дебаты в заочном формате, в виде обмена видеобращениями. И у меня такое ощущение, что именно так они и будут продолжаться.

Как на ваш взгляд, насколько выигрышно выглядит господин Порошенко вот в этом не очень привычном для него формате, динамичном, таком очень телевизионном?

Фесенко: Ну, это формат более привычный для Зеленского, для его команды, именно поэтому они на него пошли. Собственно, все это, я так понимаю, было задумано для того, чтобы перехватить инициативу, чтобы тема дебатов использовалась не командой Порошенко, а командой Зеленского, и в привычном для Зеленского формате. Лучше заочные дебаты, вот в таком флэш-стиле, чем, скажем так, нудное для Зеленского и для его публики, наверное, обсуждение политических проблем.

Кстати, я не исключаю, что какие-то из проблем могут быть заявлены опять-таки вот в таком стиле, и будет обмен мнениями в таком же стиле. Я скажу откровенно, я не очень уверен, что реальные дебаты все-таки состоятся, потому что очень много деталей, которые, как мы уже видим, согласовываются очень сложно, и в конце концов просто могут быть не согласованы.

А какие детали, кроме клиники, где сдавать анализы, могут быть не согласованы?

Фесенко: Ну, это только начало. Я думаю, что мы еще увидим. Если стадион, то вот сразу же привожу пример, а как будет формироваться аудитория на стадионе. Каждый, кто бывал на футбольном матче, он знает, что болельщиков противоположных сторон надо разводить в разные сектора, чтобы не дай бог не случилось каких-нибудь столкновений. Во-вторых, паритетность, вот она будет как-то обеспечиваться?

Кстати, уже была информация, что якобы одна из интернет-фирм уже начала продавать билеты на эти дебаты, хотя нет никаких договоренностей. Кстати, речь идет еще и о оплате аренды, там масса таких технических моментов. Вот, кстати, предложение о том, кто должен быть судьей или модератором этих дебатов. Я думаю, что идея с Юлией Тимошенко вряд ли понравится Петру Порошенко, может, он кого-то еще предложит. Так что вот этот баттл, как уже его называют, я думаю, он будет продолжаться и дальше, и это вот и будут дебаты, которые будет смотреть вся страна.

Как вы считаете, Юлия как-то отреагирует на предложение Зеленского, хотя бы негативно? Не было же пока реакции, да?

Фесенко: Думаю, что должна отреагировать. Во всяком случае, желательно для нее отреагировать, это хороший информповод, хороший повод напомнить о себе, включиться в игру. Другое дело, как. Вот желательно было бы, если бы она тоже как-то нестандартно отреагировала, во всяком случае, это было бы весело.

Анастасия, как отреагировала украинская аудитория на вот этот баттл, начавшийся в видеоформате? Можно ли сказать, что какие-то большие рейтинги просмотра, обсуждается ли как-то вообще эта новая форма общения?

Станко: Вы знаете, люди разное говорят, пытаются сравнить это, если будет ближе российской аудитории, с Гнойным и Оксимироном.

А кто из них Гнойный, скажите, пожалуйста?

Станко: Вот этого не было, кто из них кто, вот этого еще не было. Я скажу, что очень мобилизируют молодую аудиторию фейсбука, инстаграмма, которые не очень-то хотят голосовать. Конечно, скорее всего эти люди пойдут голосовать за Зеленского, но они вообще пока что, многие из них не дошли до избирательных участков в первом туре, теперь все обговаривают. Все обговаривают вот этот видеобаттл. Вы вспомнили за Юлию Тимошенко, она сегодня тоже выдала ролик, не об этом баттле, но она поиграла в пинг-понг на видео и поблагодарила тех, кто за нее голосовал, сказала, что типа не сдаемся и так дальше, то есть она тоже переходит в видеоформат. Что и для Юлии Тимошенко, и для Петра Порошенко такой стиль шутливый далек на самом деле, но вот, они перешли в эту плоскость, да, играют на поле Владимира Зеленского.

Но пока что все ставят ставки, кто же выигрывает, кто проигрывает, я смотрю, что люди уже говорят, что 1:2, что Петр Порошенко все-таки отыгрался, потому что Зеленский отказался идти в его лабораторию сдавать анализы. И все говорят, что новые условия Зеленского — это уже перебор, и перебор с Юлией Тимошенко. То есть разные такие мнения, но всем интересно, все включились в эту игру. И вот есть много шуток о том, что выходит последний финальный сезон «Игры престолов» через две недели, типа что куда там «Игре престолов» браться до вот этого шоу, которое более интересное, и да, уже грозит перейти в сериал, уже перешло в сериал почти.

Вот единственное антагонистическое явно мнение, которое я слышала, которое часто артикулируется в России, что это несерьезно, что вот это не похоже на серьезные выборы, где обмен какими-то существенными политическими мнениями, предложениями, что это какая-то клоунада телевизионная, и меньше всего напоминает политическую борьбу. Что вы думаете по этому поводу?

Станко: Знаете, можно сказать ответ русским гражданам, что хотя бы какая-то дискуссия есть. Представьте себе Владимира Путина, который соглашается прийти на дебаты.

Вопрос, с кем только.

Станко: Можно сказать, в таком даже обидном тоне к нему обращался Владимир Зеленский, и он согласился. Мне кажется, что это очень сложно себе представить во многих других странах. Но я согласна с тем, что это шутки, а не программы. Это обсуждение, как кто себя вел в видеоролике, а не кто что предлагает для страны. Люди не читают, а что в программах кандидатов, а какие ценности у них, они не разбирают это. Они разбирают, вот тот вышел, так сказал, а вот тот снял видео ночью, а вот этот днем, а вот этот эффектно, а вот этот не очень, а вот ждем, что скажет Юлия Тимошенко.

То есть да, здесь не хватает серьезности, в этой всей истории. И очень, с одной стороны, хотелось понизить этот градус серьезности, потому что действующий президент играет на поле, что страна в опасности, что надо ее защищать, что нужны профессионалы, такие как он. А Владимир Зеленский шутит. Команда действующего президента говорит, что шутки неуместны в такой ситуации, но все перешло все-таки в поле больше шуток, вызов был принят. Но действительно в стране много проблем, и хотелось бы, и история с дебатами, которая началась со стороны общественного телевидения, она тоже ведь очень серьезная, потому что дебаты были созданы для того, чтобы как раз обговорить, как видят кандидаты будущее страны. Но это сейчас не происходит, это не о ценностях, это не о программах, это именно о шоу.

Владимир, скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, происходит деградация обсуждения, и в общем, деградация самой политической борьбы вместе с этим игровым форматом дебатов?

Фесенко: Нет, здесь речь идет скорее о тактике, потому что дискуссии так или иначе происходят, но они скорее идут на экспертном уровне, и скорее в формате обмена теми или иными политическими заявлениями, действиями, инициативами. Но пока речь идет о тактике, тема дебатов это вопрос тактики.

Я просто вам скажу, может быть, такую циничную вещь, но все политтехнологи это знают, когда речь идет о дебатах, то кандидату, который имеет более высокий рейтинг, они не очень выгодны, а кандидат с низким рейтингом получает от этого выгоду. В данном случае вот Петр Порошенко, тем более, для него дебаты сейчас это, пожалуй, последний козырь в борьбе за президентство, поскольку отрыв от Зеленского очень большой, и ситуация во втором туре для Порошенко почти катастрофична, у него почти нет резервов для прироста голосов, в стране доминируют протестные настроения. И Зеленский вот таким форматом фактически пытается выбить этот последний козырь из рук Порошенко.

А что касается серьезных дискуссий, я согласен, они необходимы. Но вот в нынешней ситуации, в силу очень большой разницы стилистической, возрастной и много чего другого между двумя кандидатами, это вряд ли возможно. К сожалению, но это так.

Спасибо большое.

Другие выпуски