«Нам будто бы говорят — да, правительство состоит из коррупционеров»: директор ФБК Иван Жданов разбирает новый кабинет министров

22/01/2020 - 21:54 (по МСК) Тихон Дзядко

Властные и околовластные элиты назначение нового правительства встретили с восторгом. Подобного единения несмотря на то, что правительство сменилось стремительно и без достаточных объяснений зачем и почему, не было давно. А вот российская оппозиция, напротив, не ждет от нового правительства Михаила Мишустина ничего хорошего. Мы обсудили реакцию оппозиции с директором Фонда борьбы с коррупцией Иваном Ждановым. 

Иван, приветствуем вас.

Добрый вечер.

Давайте сперва как в целом вы оцениваете назначения и новый состав кабинета министров?

Слушайте, в свое время император Калигула ввел в Сенат своего коня. Я думаю, что Владимир Путин мог бы так же ввести в правительство свой новый лимузин какой-нибудь, и мы слышали бы такие же восторженные отзывы Маргариты Симоньян, Владимира Соловьева, и все бы говорили, какой прекрасный у нас новый состав правительства. В общем, оценивая эти перестановки — не изменилось ничего. Ключевой силовой блок остался на тех же местах, который подчиняется непосредственно президенту и который назначается непосредственно президентом, даже по новым будущим поправкам в конституцию. Что касается перестановок в социальном блоке, они не имеют большого значения, ничего кардинально не поменяется. Ввели новых людей, удивляет действительно новая искренность касательно отдельных персонажей. Касательно того же нового министра Матыцина, ну действительно, ну человек отдал территорию университета физкультуры под рынок, ну что в этом такого, признано судом, и он теперь является министром. Это поразительная новая реальность, и конечно, если раньше на наши расследования было принято просто как-то не отвечать, замалчивать или отвечать какими-то короткими фразами, то сейчас нам как будто бы говорят: да, вот правительство состоит из коррупционеров, и что в этом такого, что вы с этим сделаете.

Смотрите, Иван, если говорить сейчас не только и не столько про коррупционное прошлое господина Матыцина, мы слышали сейчас из материала нашей коллеги, что вопросы есть определенные и к господину Мурашко…

И к Хуснуллину…

Да-да, мы об этом упоминали также. Если говорить о том, чего можно ждать от этих людей, которые теперь возглавили социальный блок, большое количество народу, которые комментируют, они указывают на некие их достижения, на некие их плюсы, которые в своих отраслях они успели совершить. Почему вы, извините за банальность, не хотите дать им шанс?

Какой шанс? Меня удивляют на самом деле те, кто говорит, что эти люди просто замечательные люди, давайте мы просто забудем, что министр Матыцин отдавал под Черкизовский рынок территорию университета. Ну как это можно забыть? Да, давайте будем вспоминать, что председатель правительства Мишустин за десятилетия своего управления налоговой службой избавился где-то от очередей в налоговой, но и время изменилось, ну извините, у нас интернет за это время развился только в Российской Федерации. И мы будем говорить, что это эффективный председатель правительства, потому что в налоговой сейчас меньше очередей? На самом деле глобально ничего не изменилось, также мы можем прийти в налоговую и столкнуться с тем, что вы не можете зарегистрировать, любой юрист вам это скажет, вы не можете зарегистрировать в 46 налоговой инспекции по Москве общество с ограниченной ответственностью, если там как-то не замотивируете и не обратитесь в контору, которая находится рядом.

Это мы поняли по поводу господина Мишустина. Тогда иначе, смотрите…

Там каждого можно разбирать в отдельности, нельзя сказать…

Смотрите, госпожа Любимова, которая возглавила министерство культуры. Я вижу сейчас, как в социальных сетях, в твиттере в частности, многие ваши коллеги по Фонду борьбы с коррупцией указывают на ее некие записи, сделанные в «Живом журнале» в 2008 году, публикуют ее фотографии в майке шуточной с каким-то мемом, сделанной также несколько лет назад, демонстрируя тем самым, что дескать, подобный человек для работы министром культуры некомпетентен. В связи с этим у меня вопрос, не встаете ли вы и ваши коллеги, ваши соратники, ваши сторонники в позицию «Баба-Яга против», кого ни назначит Путин, тот априори не подходит?

Проблема совершенно в другом. Что министр Мединский, предшественник Ольги Любимовой, что Ольга Васильева, они представляют такую… Они будут насаждать православие в школах, они будут говорить о духовных скрепах, но при этом мы видим, что до этого эти люди говорили, в частности, Любимова пишет, что я совершенно не человек, как она там, примерно, боюсь переврать ее слова, что я не человек культуры, я не хожу в оперу, мне противно сидеть на разных культурных мероприятиях, и она перечисляет их. Не проблема в том, что она это десять лет назад написала, проблема в том, что она сейчас будет проводить ту же самую политику, которую до нее проводили Васильева и Мединский. Все останется то же самое.

Я все-таки, прошу прощения, я сейчас ни в коем случае не собираюсь быть адвокатом госпожи министра нового, но тем не менее, если заглянуть в ваш, в мой, в чей угодно блог двенадцатилетней давности, я думаю, много чего можно там найти компрометирующего или «компрометирующего» в кавычках, и того, что вероятно, противоречит нашим взглядам сегодняшнего дня. Разве нет?

Легко абсолютно можно найти у кого угодно что угодно в соцсетях, но отлично можно теперь понимать то, что пишет Любимова. Она говорит, что она сидит на заседаниях, и она может легко врать. Если бы она хотя бы написала, извинилась за свои слова, то что она написала когда-то давно, действительно, была молодой, ошиблась, теперь я буду любимым вашим министром и буду проводить ту нормальную политику, которую вы хотите, тогда никаких проблем. Но она же при этом не дает, не разрешает фильмы в Российской Федерации, «Смерть Сталина», если не ошибаюсь, она же не допустила в российский прокат.

Да, мы об этом сейчас упоминали.

То есть они будут проводить ту же политику, которая проводилась их предшественниками. Никаких проблем, что когда-то что-то человек в соцсетях написал, но он должен хотя бы извиниться за эти слова.

Я понял вас, Иван. Действительно, посмотрим, будет ли реакция госпожи Любимовой на эту бурную оценку ее записи в блоге в прошлом. Давайте подождем. Благодарю вас.

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.

Также по теме
    Другие выпуски