Вся правда о реагентах. Чем посыпают улицы Москвы

И почему на самом деле портится ваша обувь
18/02/2016 - 23:56 (по МСК) Ольга Гладышева

Москвичи жалуются, что соль разъедает ботинки и даже опасны для домашних животных. Дорожная соль — это смесь хлористого натрия (поваренной соли) хлористого калия и солей муравьиной кислоты. Причем все это сыплют независимо от погоды, видимо, чтобы израсходовать отпущенный бюджет. В других северных европейских столицах химию не применяют, вместо нее более дорогая гранитная крошка. Как московские власти доказывали безопасность реагентов, рассказала Ольга Гладышева.

Корреспонденты Дождя побывали сразу в трёх лабораториях и провели анализ реагентов на соответствие всем нормам, прописанным в законе. Проверили на соответствие хлоридов солей, содержание металлов и радиации. Соль, как сказали в Мосэкомонитортнге, взяли прямо из под ног (пробу произвели на улице).

По нормативам реагент в основном состоит из солей. Он должен включать в себя хлорид натрия (это обычная пищевая соль, которую добавляют в еду), хлорид кальция и другие соли. Они относительно безопасны, если не переборщить с количеством. Для этого сначала растворили обычные соли этого вида. Этот раствор окрасили индикатором, а потом проверили на соответствие элементам: в случае пищевой соли из желтой она превратилась сиреневую, раствор хлорида кальция изменил цвет с розового на голубой. То же произошло с реагентом. Таким образом, можно сделать вывод, что использовались именно эти соли.

В лаборатории, где измерялись металлы, рассказали, что все вещества — в пределах допустимой нормы. То же произошло и с радиацией: её содержание 5,2 беккерелей (в беккерелях измеряют активность радиации) на килограмм при норме в 360. Откуда тогда все эти жалобы на испорченную обувь, прожженные подошвы и погубленную окружающую среду? Эксперт по химической безопасности ООН и профессор МГУ Валерий Петросян считает, что все дело в недобросовестных дворниках, которые разбрасывают слишком много реагента.

С ним отчасти согласна и Нина Лисихина из Гринписа России. Однако нельзя еще и игнорировать то количество реагентов, которые попадают на наши улицы. До 2012 года в Москве, например, было запрещено использовать соли на тротуарах и придомовых территориях. Сегодня все изменилось, а Москва тем временем нарастила закупки реагентов.

За все время работы директор Моэкомониторинга Полина Захарова ни разу не встречалась с некачественными реагентами. А вот в начале 2013 года в средствах массовой информации начали появляться слухи: якобы используют радиоактивные вещества. Через месяц на сайте департамента ЖКХ публикуют пресс релиз: реагент оказался вредоносной технической солью — галитом. Этот материал поставляла компания «СБГ Трейдинг», гендиректором которой был Рустам Гильфанов. Сейчас Гильфанов арестован, против него завели дело о мошенничестве.

Поразительно, но правительство Москвы отказалось признать себя потерпевшей стороной. Они полностью довольны сотрудничеством с Уральским заводом противогололедных компонентов, основателем которого и был Гильфанов. Именно этот завод из года в год выигрывал тендеры на поставку противогололедных реагентов Москве. Именно они разработали тот состав реагентов, которые применяются на улицах сейчас.

Казалось бы, чтобы совсем забыть об этой проблеме и освободиться от необоснованных обвинений, лучше уж избавиться от реагентов — просто напросто не использовать. Официальная позиция ЖКХ: это будет губительно для людей. А все реагенты, прежде чем попасть на городские улицы, проверяются в лабораториях под контролем департамента ЖКХ.

Фото: depositphotos.com

Также по теме
    Другие выпуски