«Следователь не заметил побои»: что случилось с петербуржцем, который умер в отделении полиции

02/03/2021 - 22:07 (по МСК) Валерия Ратникова

В отделе полиции №75 города Санкт-Петербурга умер 29-летний Алексей Кустов, задержанный за езду без прав. Об этом сообщила «Фонтанка» со ссылкой на адвоката мужчины Людмилу Кынтэрец. 23 февраля сотрудники ГИБДД вызвали Кустова для составления протокола, а также уведомили о возбуждении уголовного дела по тому же основанию и отправили ночевать в полицию до суда. На следующий день родственникам позвонил следователь и сообщил о смерти Кустова по неизвестной причине, а 26 февраля семье погибшего выдали справку о сердечной недостаточности. Подробности — в материале Валерии Ратниковой. 

75-е отделение полиции, окраина Петербурга, Невский район. В ночь с 23 на 24 февраля здесь внезапно скончался 29-летний Алексей Кустов, пока дожидался суда. В ГУ МВД по Петербургу смерть молодого человека объяснили сердечной недостаточностью. Но спустя четыре дня после случившегося, когда родственники Кустова забрали его в морге, они увидели на лице Алексея гематому и кровоподтеки.

«Со здоровьем у Лешки проблем не было вообще, хронических заболеваний у него было никогда», — рассказала сестра Алексея Кустова Галина Кустова. 

«Друзей у него сколько было, когда мы были на прощании, я даже половину друзей его не знала. И вот они все истории рассказывали, как они дружили, как в лес ходили, как машины ремонтировали. Он вообще очень любил машины ремонтировать, они с отцом постоянно что-то там крутили», — рассказала мать Алексея Кустова, Светлана Кустова. 

Кустов — автослесарь, раньше работал по специальности, но последний год занимался в основном строительством коттеджей. В 2019 году его лишили водительских прав, но в том числе из-за работы на стройках, приходилось все равно ездить на машине. В начале года Алексея поймали за рулем без прав, правда в ГИБДД вместе с адвокатом вызвали только 23 февраля, дело расследовали долго. На Кустова составили административный протокол и пригрозили еще и уголовным делом. Суд назначили на утро следующего дня, отвезли Кустова в 75-й отделение полиции и зачем-то оставили там на ночь, хотя он обещал явиться в суд сам. Он не поладил с сотрудниками полиции, не хотел давать паспорт, пока не представились, требовал протокол административного задержания. В 12 ночи адвокату пришлось уехать из отделения, но она запомнила точно: в тот момент никаких повреждений на лице Кустова не было.

«Повреждений на лице Алексея точно не было. Перед самым прощанием у него порвалась маска, мы стояли друг напротив друга, я хорошо его видела. Не берусь категорично судить о следах на шее, её частично укрывала толстовка», — приводит «Фонтанка» слова адвоката Алексея Кустова Людмилы Кынтэрец. 

«Представилась мамой, позвонила в 75-й отдел, на что мне дежурная женщина, фамилию не помню, вернее они между собой разговаривали и она сказала: „звонит мать Кустова Алексея Игоревича, что будем говорить, что делать?“. А потом она сказала: „у нас нет никакой информации, позвоните в пять часов вечера, мы там вам уже что-то скажем“. А в итоге позвонили в два часа следователь и сказал: „приносим свои соболезнования, но ваш сын умер по неизвестным причинам. Причины смерти не установлены“», — сообщила Галина Кустова. 

Родственники Кустова рассказывают, пока на дело не обратили внимание журналисты, из Следственного комитета с ними не связывались. Сейчас следственный комитет все же возбудил уголовное дело.

«Составили постановление о признании потерпевшей, расспрашивали, какой Леша был сам по себе, потом вызывали к главному руководителю Следственного комитета, он принес свои извинения, что упустили», — сообщила Галина Кустова

«И что следователь Лунев, осматривая его, не заметил какие побои на нем», — сказал отец Алексея Кустова Игорь Кустов. 

«Я передала им снимки, они отправили их к эксперту повторно, чтобы еще раз посмотрели и что они будут совместно с прокуратурой действовать», — добавила Галина Кустова.

«Когда мы пришли в морг забирать уже сына, мы обнаружили на нем гематому на правом виске в лобной части, гематому на скуле и синяки на горле. Похоронили сына и обратились уже за помощью к корреспондентам и только тогда СК соизволил что-то, дал время сотрудникам полиции все наверное загладить, а потом возбудили уголовное дело. Если бы корреспонденты не подключились, так бы все и прошло, ничего бы не было», — сказал Игорь Кустов. 

В 75-м отделении полиции не впервые внезапно умирает задержанный человек. Девять лет назад полицейские из этого отдела задержали подростка — 15-летнего Никиту Леонтьева. Юношу подозревали в грабеже. Позже станет известно, что доказательств его вины не было, тем не менее полицейские избили Леонтьева до смерти. Тогда адвокату юноши удалось добиться наказания виновных.

«Доставили его в опорный пункт полиции и будучи в состоянии сильного алкогольного опьянения, они забили парня до смерти, якобы допрашивая его. И несмотря на это, они все равно возбудили уголовное дело в отношении него посмертно. Суд тогда принял решение, что Никита невиновен», — сообщил адвокат Алексей Добрынин.

Тогда замначальника 75-го отдела полиции Олег Прохоренков получил девять лет колонии — он так и не признал вину, а его участковый Денис Иванов — шесть с половиной лет, потому что стал сотрудничать со следствием. Тем не менее до сих пор в нашем Уголовном кодексе по сути никакого наказания для должностных лиц за пытки не прописано. Чтобы внести поправки в законодательство, в Совете Федерации создали специальную рабочую группу. Сенатор Людмила Нарусова, которая предложила это сделать, говорит, что комитет ООН давно советовал России ввести уголовное наказание для силовиков за пытки. Только это может хотя бы как-то остановить насилие.

«Понятие „пытки" в Уголовном кодексе есть, но они в ряде статей относятся к частным лицам, а не к должностным, поэтому нет и ответственности. Мы предусматриваем уголовную ответственность с лишением свободы на сроки реальные, поэтому надеемся, что хоть это остановит. Закрытость этих структур, этих организаций дает основание, чтобы так садисты разгулялись, мы хотим поставить вопрос и об общественном контроле за этими структурами. Случай в Петербурге неединственный. Безответственность. Ну а случай с Маргаритой Юдиной? Когда силовик совершенно невиновному человеку сапогом в живот и с сотрясением мозга, его найти даже не могут!», —  сообщила Дождю Людмила Нарусова. 

Также по теме
    Другие выпуски