«Большим достижением будет, если академию снова полюбит Путин»: кто станет новым президентом РАН

26/09/2017 - 18:38 (по МСК) Соня Гройсман

В Москве 26 сентября выбирали нового президента Российской академии наук. В первом туре, с большим отрывом победил физик Александр Сергеев, за него проголосовал 681 академик из почти 1600 — но это меньше необходимого большинства, поэтому по регламенту состоялся второй тур. Соперником Сергеева в нем стал научный руководитель Института океанологии Роберт Нигматулин. А вот Владислав Панченко, которого называют креатурой близких к президенту Путину Ковальчуков, во второй тур не прошел — занял лишь четвертое место. В итоге победил Сергеев, теперь его кандидатуру должен утвердить Владимир Путин. Дождь рассказывает о тех, кто претендовал на должность главы Российской академии наук, и чего ждать от нового президента РАН.

Участвовать в перенесенных с марта выборах президента РАН решили целых семь академиков. Однако правительство без объяснения причин утвердило только пятерых из них. Сняли, в том числе, и одного из фаворитов гонки, проректора МГУ Алексея Хохлова. Тот в ответ поддержал физика Александра Сергеева, и призвал к тому же тех, кто собирался голосовать за него.

Сергеев — директор крупного института прикладной физики в Нижнем Новгороде. Его выдвинуло влиятельное отделение физики, поддержали участники неформального «Клуба 1 июля» — противники реформы академии — и бывший президент РАН Владимир Фортов.

Ольга Орлова, научный обозреватель «ОТР»: То, что Фортов вчера во время обсуждения кандидатур произнес слова поддержки в адрес Александра Сергеева, конечно, сыграло свою роль. Плюс Сергеев вел довольно активную избирательную кампанию, он ездил встречался с отделениями, незадолго до выборов — с влиятельным математическим отделением академии наук. В этом плане он был гораздо активнее Каблов, Красников и Панченко. 

Соперником Сергеева был Роберт Нигматулин, научный руководитель Института океанологии имени Ширшова в Москве. На общем собрании в понедельник его речь была самой эмоциональной, даже популистской. Он резко критиковал Федеральное агентство научных организаций, которому после реформы академии отошли административные и имущественные функции, а также пообещал налаживать отношения с медицинскими и сельскохозяйственными академиями, которые присоединили после объединения.

И Сергеев, и Нигматулин, в отличие от своего предшественника Фортова — оба выступали за тесное взаимодействие с властью, в том числе за создание попечительского совета во главе с президентом. И, в целом, у них немало общего.

Ольга Орлова, научный обозреватель «ОТР»:Это люди, которые опираются на старый академический менеджмент, опираются на старые истории успеха, связанные с советским периодом. Тот же Нигматулин, тот же Сергеев оба говорили о необходимости создания попечительского совета во главе с Владимиром Путиным, считая, что это необходимое условие, которое поможет РАН развиваться и сохраниться. Сотрудничество с Фурсенко и братьями Ковальчуками никем не декларируется как большое достижение. Большим достижением будет, если академию снова полюбит президент Владимир Путин. Нигматулин и Сергеев — уважаемые люди, которые пользуются поддержкой. Это, наверное, лучшие из всех пяти кандидатов. 

Другие выпуски