«Путин может проиграть выборы»: экономист Сергей Гуриев – о том, как изменилась власть в России за год после возвращения Навального

17/01/2022 - 22:15 (по МСК) Тихон Дзядко

15 и 16 января в различных городах мира прошли акции в поддержку Алексея Навального, в том числе и в Париже. Среди тех, кто вышел на эту манифестацию — экономист, профессор Института политических исследований Париже Сергей Гуриев. В эфире Дождя он рассказал, как прошло шествие в поддержку главного российского оппозиционера. 

 

Акция проходила в центре Парижа на площади Сан-Мишель, там собрались около 100 человек, рассказывает Гуриев. По его мнению, за прошедший год после задержания Навального в России сократились права и свободы граждан, это отразилось, в том числе, в разгромах структур Навального, признании СМИ и физических лиц «иноагентами». 

«Это происходит, потому что рейтинги российской власти снижаются», — отметил Гуриев. На парламентских выборах, которые прошли осенью, российская власть проиграла бы, если бы не использовала дистанционное электронное голосование, уверен он. Впервые в истории число людей, которые проголосовали бы за Путина, показывает ниже 50%, рассказал экономист. 

Полная расшифровка разговора:

Сергей, я приветствую вас. Можете как участник, как очевидец рассказать про эту манифестацию в Париже, как это выглядело.

Это не первая акция, которая проводилась в Париже после ареста Алексея Навального, ее проводила ассоциация «Свободная Россия», Russie-Libertés и Amnesty International. Это была не очень большая акция, наверное, на нее собралось человек сто в сумме, и она проходила в центре Парижа, на площади Сен-Мишель возле фонтана Сен-Мишель. Выступило несколько человек, представители и российской диаспоры и французские журналисты, в том числе философ Мишель Ельчанинов.

Это акция, на которую люди выходят для того, чтобы сказать себе, что мы не согласны с тем, что происходит в России, мы требуем немедленного освобождения Алексея Навального. И мы видим, что мы не одиноки в этих требованиях, и поэтому я очень рад, что действительно такие акции прошли по всему миру.

Скажите, Сергей, вот мы сейчас подробно вспоминали то, что было год назад, давайте поговорим больше о настоящем и о будущем. Если оценивать этот год прошедший с 17 января, когда Навальный вернулся в Россию, был задержан, а затем арестован, куда мы пришли сегодня, в какой точке развития страны мы находимся?

Тихон, вы наверное заметили, что за последний год произошло резкое сужение прав и свобод, в том числе, права на свободу высказываний. Мы с вами выступаем в эфире телеканала Дождь, который в этом году был признан иноагентом, как и многие другие СМИ и журналисты в личном качестве. Это только одно из измерений, в рамках которого затянуты гайки, сужены свободы и права российских граждан.

Организация Алексея Навального была признана экстремистской и нежелательной, его ближайшие соратники Иван Жданов и Леонид Волков были признаны террористами и экстремистами в личном качестве. И опять таки, это не конец истории, и в этом смысле ситуация стала гораздо более несвободной, с одной стороны.

С другой стороны, понятно, почему это происходит. Это происходит потому, что рейтинги российской власти снижаются. Мы видели, например, на выборах в сентябре в Государственную Думу, если бы не использование некоторых специальных технологий, включая так называемое дистанционное электронное голосование, российская власть проиграла бы даже кандидатам от «Умного голосования», несмотря на недопуск оппозиционных кандидатов.

Кроме того, есть важное качественное изменение. Опрос центра «Левада»*, который задает вопросы людям, если бы выборы президента состоялись бы сегодня или в ближайшее воскресенье, за кого бы вы проголосовали, так вот, эти опросы давали, год назад или два года назад Путину давали 40-45 и даже 50%. Сегодня опрос «Левады»* дает Путину 32%.

И даже если мы посмотрим на тех людей, кто определился с выбором и возьмем процент тех, кто готов голосовать за Путина среди них, это величина снизилась ниже 50% впервые в истории. И в этом смысле не случайно, что власти затягивают гайки, они понимают, что на каких угодно сколь угодно не уничтоженных выборах Путин может проиграть выборы, как при наличии других кандидатов, так и при их отсутствии.

Но какой выход из всего этого? Значит, рейтинг падает, народная поддержка падает, реакция выглядит в виде сурового закручивания гаек и сужения поля свобод. Параллельно с этим идет какая-то пугающая уже риторика в направлении Запада, и кажется, что ни о какой не то что перезагрузке, а даже о разрядке не может идти речи. Куда это все ведет нас всех?

Вы упомянули отношения с Западом, это тоже, мне кажется, не случайно. Российские власти хотят предложить народу какой-то проект, проекта экономического роста у них уже не получается, восстановление доверия к власти тоже возможно только за счет такого создания внешнего врага.

И возникает вопрос — вот Навального посадили, всю оппозицию разогнали, а экономического роста по-прежнему нет, коррупция по-прежнему не снижается, рейтинги по-прежнему не растут, поэтому давайте попробуем объединиться вокруг флага, попробуем найти себе внешнего врага, с которым можно по-настоящему или понарошку попробовать повоевать.

И действительно, то, что происходило в 2021 году с точки зрения концентрации войск на границе с Украиной, это беспрецедентные внешнеполитические ходы. Та риторика, которую мы сегодня слышим от российской власти, это то, что мы никогда не слышали. Чем это кончится, предсказать очень трудно.

Рано или поздно Россия, как и все другие страны с достаточно высоким уровнем урбанизации, индустриализации и образования, станет свободной страной, но я бы свои деньги не поставил на то, что это произойдет в следующем или в ближайшие годы, потому что действительно российские власти обладают существенными ресурсами.

Опять-таки ставки для высших российских чиновников крайне высоки, в отличие от членов Политбюро, которые спокойно, потеряв власть, доживали свою жизнь на пенсии, сегодняшние российские руководители уходить на пенсию не хотят по вполне понятным причинам и будут держаться до конца.

И в этом смысле, к сожалению, на следующий год, на этот год и на следующий год у меня нет слишком оптимистических прогнозов.

Ваш прогноз — это дальнейшее закручивание этих самых гаек?

Боюсь, что да. И вот то, что мы с вами сегодня разговариваем в эфире — это уровень свободы, который нельзя было предположить в Советском Союзе. А мы знаем, что российские руководители вполне откровенно говорят, что советская модель для них представляется все более и более желательной, и вполне возможно, что они попробуют сокращать свободу, в том числе, свободу высказывания, и дальше.

Я благодарю вас.

*«Левада-центр» внесен Минюстом в реестр НКО-«иностранных агентов»

Фото на превью: Дождь

Другие выпуски